Экономика стимулирует процесс отбора - охота на буйволов верхом на лошадях принесла большую пользу коренным американцам на Великих равнинах и побудила их быстро брать лошадей у испанцев. Экономика - это наш коллективный метаболизм. Подобно тому, как метаболизм биологического организма расщепляет пищу для обеспечения энергией и строительными материалами, экономика - это процесс, посредством которого мы превращаем ресурсы из нашей окружающей среды в товары и услуги, в которых мы нуждаемся (или не нуждаемся). И точно так же, как метаболизм высшего организма - это сложная сборка клеток, органов и процессов, экономика - это сложная сборка социальных технологий, которые помогают нам координировать наши усилия - если бы все мы должны были действовать самостоятельно, мы бы голодали.
По мере того, как мир усложняется, мы все больше полагаемся на науку, которая помогает нам осмыслить его и организовать наши действия. Наука играет важнейшую роль в формировании нашего мировоззрения и информировании нас о принятии решений. Мы рассматриваем науку как объективный процесс, который неумолимо ведет к лучшему знанию и более глубокому пониманию, но наука - это социальная технология, которая не всегда развивается по прямой. Примером тому является экономическая дисциплина. Финансовые кризисы, изменение климата и неравенство - все это примеры того, как дисциплина экономики развивалась в непродуктивных направлениях и не дает нам инструментов, необходимых для понимания того, что происходит и как действовать для нашего выживания и благополучия. Что пошло не так с экономикой?
Неоклассическая экономика, которая доминировала в этой дисциплине большую часть 20-го века, утверждает, что мы - экономические агенты, принимающие решения, которые эгоистично максимизируют нашу собственную полезность. Полезность - это способ запечатлеть наши цели, а в неоклассической экономике наши цели сводятся к простому предположению, что мы максимизируем наше индивидуальное удовольствие от потребления. Второе основное предположение в неоклассической экономике заключается в том, что если все мы будем стремиться к индивидуальному удовольствию, то с помощью магии рынков мы коллективно достигнем состояния равновесия, когда каждый получит как можно больше удовольствия, не уменьшая при этом своего удовольствия никем другим.
Одно дело спроектировать и предсказать поведение ноутбука, другое - предсказать поведение интернета.
Правда, что у людей есть цели и они принимают решения для их достижения. Вышеприведенные предположения не совсем ошибочны, но они являются лишь частью истории. Многочисленные исследования показывают, что у нас есть несколько, иногда противоречащих друг другу целей, и удовольствие от потребления, как правило, является лишь одной из многих целей, а зачастую и не самой важной или мотивирующей. У нас есть много приоритетов, помимо материальных интересов, включая социальные и психологические потребности, такие как свобода, любовь, достоинство, смысл и социальные связи. Люди непоследовательны в том, как они принимают решения и преследуют цели. Мы часто принимаем решения с несовершенной или неверной информацией. Корпорации, вероятно, являются лучшими максимизаторами полезности, чем отдельные люди, но их полезность имеет мало общего с тем, чтобы сделать нас счастливыми. Прибыль корпораций может приноситься в ущерб коллективной полезности и социальному благополучию. Корпорации - это социальные технологии, действующие в своих целях, которые иногда совпадают с интересами общества, а иногда нет.
Неоклассическая экономика и ее акцент на максимизации полезности и равновесия является препятствием для понимания ключевых аспектов социального поведения. Ее механистический подход был разработан во время Индустриальной революции и не может направлять нас через эволюционные потрясения информационной эпохи. К счастью, существуют новые пути понимания современной экономики.
Сложная экономика, междисциплинарная наука, основывает наше понимание экономики на поведенческих фактах и данных, а также с точки зрения экономики как системы, а не только как совокупности индивидуумов. Поведенческая психология говорит нам о том, что люди принимают решения, основываясь на простых правилах эмпирического мышления и близоруких рассуждениях, и что их цели плохо описываются полезностью. Моделирование сложных людей требует упрощения, но, используя эти данные, мы можем сделать наши упрощения гораздо более реалистичными. Точно так же 'Большие данные', моделирование на основе агентов, машинное обучение и ИИ дают нам мощные инструменты для моделирования экономики как развивающейся, сетевой, неравновесной системы, которой она является на самом деле.