Найти тему
Инсайт

Коллаборационисты в создании

Наш мир - это система, в которой сосуществуют физические и социальные технологии. Как мы можем сформировать процесс, который сами не контролируем?

Это дезориентирующее время. Разногласия глубокие, фракции упрямые, общая реальность рушится. Технологии меняют то, кто мы есть, и общество, в котором мы живем, в ослепительной скорости. Как мы можем извлечь пользу из этих изменений? Как мы можем создать новые инструменты, которые будут направлять наше будущее? Какова наша новая идентичность в этом меняющемся мире?

Социальные потрясения, вызванные новыми технологиями, происходили на протяжении всей истории. Когда испанцы прибыли в Новый Свет в 1492 году, некоторые из их лошадей сбежали и направились на север. На Великих равнинах индейцы начали одомашнивать растущее популяции лошадей. Лошади облегчили охоту на буйволов, а охота потребовала нового образа жизни. До появления лошадей шайены занимались земледелием и жили в земляных домиках в больших, постоянных деревнях, организованных в матрилинейные кланы. После того, как они усыновили лошадей, они стали охотниками-кочевниками, живущими зимой в небольших, изолированных семейных группах, а летом - в огромных лагерях. Переход к летним лагерям привел к появлению полицейских обществ, групп неродственных мужчин, которые поддерживали порядок, и к огромным праздникам солнечных танцев. Старые формы общественного порядка засохли. Изменилась и культура племен Великих Равнин. Лошадей легче воровать, чем землю или зерно, поэтому племенная культура стала похожей на войну и развила культуру чести, которая ценила физическую выносливость и храбрость.

Одомашненная лошадь - это технология, как и двигатели, поезда и автомобили. Это общая история: кто мы и как мы живем, управляет технологиями, которые мы разрабатываем, и наши технологии меняют то, кто мы и как мы живем. Противоположные большие пальцы изначально развивались для захвата ветвей деревьев, но также были полезны при изготовлении инструментов, а использование инструментов затем изменило форму наших больших пальцев, позволяя более проворным рукам делать новые и лучшие инструменты. Социально развитый мозг позволил передать эти знания и закрепить их, а наши инструменты и знания позволили нам жить по-новому - и так далее, в течение многомиллионного путешествия. Этот со-эволюционный танец между технологиями, физиологией, культурой и учреждениями продолжается уже тысячелетия.

Учреждения культуры также являются своего рода технологией - социальной технологией. Подобно тому, как физические технологии - сельское хозяйство, колесо или компьютеры - являются инструментами для преобразования материи, энергии или информации в достижении наших целей, социальные технологии являются инструментами для организации людей в достижении наших целей. Законы, моральные ценности и деньги - это социальные технологии, как и способы организации армии, религии, правительства или розничной торговли.

-2

В то время как мы очарованы, а иногда и напуганы темпами эволюции физических технологий, мы по-разному переживаем эволюцию социальных технологий. Наши ценности, законы и политические организации определяют и формируют нашу идентичность. Мы часто рассматриваем тех, кто использует различные социальные технологии - людей из разных культур, регионов, наций, религий или людей с разными ценностями и убеждениями - как "других". Когда социальные технологии слишком быстро меняются, мы переживаем потерю идентичности, коллективную путаницу в том, кто мы такие и как мы отличаемся от других. Но когда социальные технологии меняются слишком медленно, это также может создать напряженность - например, когда политические институты не поспевают за более широкими изменениями в обществе.

Физические и социальные технологии постоянно эволюционируют, толкая и тяготая друг друга. Влияние происходит в обоих направлениях. Физические и социальные технологии настолько запутаны, что их может быть трудно разделить.

Что движет технологическими изменениями? Во многих популярных повествованиях изобретательство - это акт, исполненный такими героями, как Томас Эдисон и Тим Бернерс-Ли. В действительности, технологические изменения происходят в результате постепенного процесса, который включает в себя большое количество проб и ошибок, а также сети людей, работающих в инновационных экосистемах. Технологические изменения - это эволюционный процесс, очень похожий на то, что биологические изменения - это эволюционный процесс.

И физические, и социальные технологии следуют за эволюционными процессами и вместе эволюционируют по мере того, как физические изменения подстегивают социальные изменения, которые подстегивают физические изменения, и т.д. в бесконечном цикле. Пьер Тейльяр де Шарден (1881-1955), французский философ и иезуитский священник, был ранним провидцем, который понял, что теория эволюции в равной степени применима к физическим и социальным технологиям. Пишущий в 1930-х годах, он видел будущее, определяемое эволюцией трех взаимодействующих сфер: биосферы, сферы физических технологий и сферы социальных технологий. Тейлхард назвал эту комбинацию "ноосферой". Он подчеркнул, что каждая из этих сфер развивается по схожим правилам, и что в будущем они будут взаимодействовать глубже, так что со временем их будет трудно разделить.