«В диких условиях» (англ. Into the Wild) — американский драматический роуд-муви режиссёра Шона Пенна по одноимённой книге Джона Кракауэра, вышедший на экраны в 2007 году. Сюжет фильма основан на реальных событиях.
Главную роль исполняет Эмиль Хирш. Две номинации на премию «Оскар»: лучшая мужская роль второго плана (Хэл Холбрук) и лучший монтаж. Американский институт киноискусства назвал фильм одной из десяти лучших картин 2007 года[3].
Сюжет.
Фильм рассказывает реальную историю Кристофера Маккэндлесса, молодого человека из обеспеченной семьи, который, отвергнув материальные ценности современного общества, перечислил все свои деньги на благотворительность, а сам стал бродягой… На протяжении двух лет (с 1990 по 1992 год) под именем Александр Супербродяга он странствовал по США и Мексике, подрабатывал на случайных работах, встречал разных людей, изменивших его жизнь, пока, наконец, не оказался на Аляске… Здесь он совершил последний акт самоотречения, поселившись в суровой пустынной местности в старом автобусе.
При всем красочном и добросовестном воспроизведении фактов из жизни реального человека «В диких условиях» представляет собой нечто большее, чем биографический фильм. Правы те критики, которые причисляют его к жанру роуд-муви, то есть фильмов, герои которых практически все экранное время проводят в дороге. Но чтобы добраться до глубинного смысла «В диких условиях», нужно понять, почему эталонные образцы этого жанра создал именно американский кинематограф.
Главным мифом Америки, вопреки распространенному мнению, является не история Золушки, а история странника, одинокого ковбоя или путешественника. И дело не только в том, что американцы как нация состоят из потомков переселенцев. Дорога в любом обличье — будь то тропа посреди техасской прерии 19 века или суперсовременный хайвей — предстает в американской культуре метафорой духовного пути. Иными словами, герой не просто перемещается из пункта А в пункт Б: он растет как личность, встречает важных для себя людей, начинает лучше понимать окружающий мир, а в идеале и вовсе обретает новое «Я».
История Маккэндлесса в трактовке Ш.Пенна — это как раз последний случай. Как говорит сам Крис-Александр: «Развитие человеческого духа невозможно без нового опыта. Людям просто нужно взглянуть на мир иначе». Фильм не о мальчике из богатой семьи, который начитался книжек и решил убежать от всех, а о человеке, который выбрал необычный способ познать себя и мир. Отказавшись от всех благ обеспеченной жизни, Маккэндлесс «умирает» для прежней жизни, и не случайно он меняет имя: смена имени знаменует рождение новой личности. Его путешествие — это и своего рода инициация, и способ обретения свободы. За свободу всегда приходится платить, и потому не так важно, чем закончился долгий путь: «Я прожил счастливую жизнь и благодарю Господа».
Мог ли фильм закончиться хеппи-эндом?
Но был ли трагический финал Александра Супербродяги неизбежным? Объективно — нет, ибо охотники выживали в не менее диких условиях. Если бы он подготовился как следует, пообщался с опытными выживальщиками именно в условиях Аляски, запасся всем необходимым и т.д., то, как минимум, дотянул бы до момента, когда его обнаружили. Но в том-то и дело, что техническая сторона была для него второстепенна: Маккэндлесс рассматривал «Одиссею на Аляску» как проверку своих духовных и физических возможностей, и, как все идеалисты, несколько эти возможности переоценил. Ему хотелось вступить в конструктивный диалог с природой и обрести невиданную свободу, но реальность оказалась не такой, как в его любимых книгах. Природа существует сама по себе, и человек, если он хочет выжить в ней, должен под нее подстраиваться, научиться играть по ее правилам.
Белова Дария, 9282