Найти тему

Новоспасский в деталях. Роспись паперти Спасо-Преображенского Собора.

#Новоспасский_в_деталях 🔍

📍Роспись паперти Спасо-Преображенского Собора

Дорогие наши прихожане и гости монастыря!

Замечали ли вы, проходя в один из соборов обители на богослужение, что паперть, через которую осуществляется вход в храмы, имеет удивительную роспись? Содержание этой росписи, на самом деле, уникально.

Здесь присутствует большое количество самостоятельных циклов и многофигур­ных композиций, преимущественно исторического содержания, и отдельных фигур святых. Некоторые из циклов известны в росписи папертей придворных храмов Бла­говещенского и Архангельского соборов Московского Кремля, другие встречаются в росписях ярославских иконописцев - в Успенском соборе Ярославля и в Воскресен­ском соборе Романова-Борисоглебска.

Ряд картин на тему русской истории развивает идею преемственности русских князей и царей от византийских императоров. На своде - родословное Древо русских государей, начиная от Святой Ольги, кончая Иваном Грозным и его сыновьями Федором и Димитрием - последними представителями рода Рюрикови­чей. 

Затем - родословие самого Господа нашего Иисуса Христа, царей израильских и пророков. 

Цикл крещения Руси включает в себя крещение в Царьграде княгини Оль­ги, крещение киевского князя Владимира в Корсуни и всего народа - в Киеве, обручение Владимира с византийской принцессой Анной.

В простенках паперти стенопись посвящена истории распространения христианской веры в России. Здесь же, рядом с фигурой святого Андрея Первозванного изображён преподобный Максим Грек, сподвижник Новоспасского архимандрита

Саввы Святогорца.

В преддверии паперти, по обеим сторонам лестницы, изображены эллинские мудрецы Платон, Аристотель, Плутарх, Солон, Птолемей, Анахарсис, Иродион, Орфей и Омир (Гомер). Античные философы и поэты здесь, как и в Благовещенском соборе Кремля, выступают в качестве провозвестников учения о Христе.

Эту мысль предельно четко выразил святитель Филарет (Дроздов): “Таким изображением отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма”. 

-2

Содержание стенописи собора Но- спасского монастыря, в особенности росписи папертей, показывает Федора Евтихиева Зубова, одного из крупнейших иконописцев X V II столетия, жалованного мастера Оружейной палаты, для которого роспись Спасо-Преображенского собора Новоспасской обители и стала последней работой, - как энциклопедически образованного живописца, свободно владеюще­го обширным арсеналом исторического и иконографического материала, которым в то время располагали русская литература и искусство. В полной мере мастеру - исполнителю заказа соответствовал и “заказчик” - один из образованнейших архиереев того времени, что и позволяет нам предполагать активное участие Игнатия Римско­го-Корсакова, наместника Новоспасского монастыря, в разработке идейного содержания стенописи.

#НовоспасскийМонастырь