#Новоспасский_в_деталях 🔍
📍Роспись паперти Спасо-Преображенского Собора
Дорогие наши прихожане и гости монастыря!
Замечали ли вы, проходя в один из соборов обители на богослужение, что паперть, через которую осуществляется вход в храмы, имеет удивительную роспись? Содержание этой росписи, на самом деле, уникально.
Здесь присутствует большое количество самостоятельных циклов и многофигурных композиций, преимущественно исторического содержания, и отдельных фигур святых. Некоторые из циклов известны в росписи папертей придворных храмов Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля, другие встречаются в росписях ярославских иконописцев - в Успенском соборе Ярославля и в Воскресенском соборе Романова-Борисоглебска.
Ряд картин на тему русской истории развивает идею преемственности русских князей и царей от византийских императоров. На своде - родословное Древо русских государей, начиная от Святой Ольги, кончая Иваном Грозным и его сыновьями Федором и Димитрием - последними представителями рода Рюриковичей.
Затем - родословие самого Господа нашего Иисуса Христа, царей израильских и пророков.
Цикл крещения Руси включает в себя крещение в Царьграде княгини Ольги, крещение киевского князя Владимира в Корсуни и всего народа - в Киеве, обручение Владимира с византийской принцессой Анной.
В простенках паперти стенопись посвящена истории распространения христианской веры в России. Здесь же, рядом с фигурой святого Андрея Первозванного изображён преподобный Максим Грек, сподвижник Новоспасского архимандрита
Саввы Святогорца.
В преддверии паперти, по обеим сторонам лестницы, изображены эллинские мудрецы Платон, Аристотель, Плутарх, Солон, Птолемей, Анахарсис, Иродион, Орфей и Омир (Гомер). Античные философы и поэты здесь, как и в Благовещенском соборе Кремля, выступают в качестве провозвестников учения о Христе.
Эту мысль предельно четко выразил святитель Филарет (Дроздов): “Таким изображением отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма”.
Содержание стенописи собора Но- спасского монастыря, в особенности росписи папертей, показывает Федора Евтихиева Зубова, одного из крупнейших иконописцев X V II столетия, жалованного мастера Оружейной палаты, для которого роспись Спасо-Преображенского собора Новоспасской обители и стала последней работой, - как энциклопедически образованного живописца, свободно владеющего обширным арсеналом исторического и иконографического материала, которым в то время располагали русская литература и искусство. В полной мере мастеру - исполнителю заказа соответствовал и “заказчик” - один из образованнейших архиереев того времени, что и позволяет нам предполагать активное участие Игнатия Римского-Корсакова, наместника Новоспасского монастыря, в разработке идейного содержания стенописи.
#НовоспасскийМонастырь