Найти тему
Алекситимия

Изменения личности: DBS

Терапия мощная, но осложнения и побочные эффекты все еще могут быть тяжелыми. Во-первых, мы говорим о нейрохирургии. Несмотря на то, что современная DBS безопаснее, чем более ранние формы инвазивной нейростимуляции, она все же связана со значительными рисками. Есть, конечно, интраоперационные и периоперационные физические риски, связанные с самой нейрохирургической процедурой, склонные (но не ограничиваясь) к рискам кровоизлияний, инфарктов коры головного мозга и судорог. В более долгосрочной перспективе существуют также риски, связанные с поддержанием системы ДБС, включая (но не ограничиваясь) инфекцию, миграцию свинца и эрозию кожи.

Одни только эти проблемы означают, что ББС, как правило, следует рассматривать только для тех, кто сильно страдает и для кого все другие методы лечения оказались неудачными. Таким образом, подходящие кандидаты для экспериментального применения ББС часто являются весьма уязвимой группой пациентов.

Еще один риск, который в последнее время приобрел дурную славу, - это резкое изменение личности, при котором редкие случаи, когда ранее уравновешенные лица становятся агрессивными, апатичными или склонными к самоубийству.

В небольшом числе случаев стимуляция субталамического ядра (участок мозга под таламусом, который модулирует выход из базальных ганглиев, и который является предпочтительной мишенью для DBS у Паркинсона) была связана с экстремальными сдвигами в настроении и поведении, с разрушением и спуском жизни.

Пострадавшие пациенты могут продолжать играть в азартные игры и потерять свои сбережения или землю в катастрофических долгах. В одном из зарегистрированных случаев азартные игры пациента стали настолько патологическими, что ему пришлось продать свой дом, чтобы финансировать свои долги; затем его жена попросила развода, и пациент попытался покончить жизнь самоубийством.

Однако другие могут стать гиперсексуальными и маниакальными. Поступали сообщения о пациентах, у которых развивались нехарактерные сексуальные влечения, которые они чувствовали себя неспособными контролировать. Один консервативный, зрелый джентльмен начал агрессивно настаивать на сексуальном удовлетворении каждую ночь после лечения DBS. Другое сообщение описывает женщину, которая потеряла все торможения при лечении DBS, и которая начала подвергать себя мужской части своей семьи, требуя секса.

В рамках DBS пациентка стала преданным поклонником Джонни Кэша, запретив другую музыку, которая ей раньше нравилась.

-2

В других случаях изменения могут быть более благоприятными. Один пациент, получающий стимуляцию к ядру акцбумбов, часть переднего мозга, участвующих в награду и зависимость, не было так много поклонников музыки до лечения DBS. Но при стимуляции он неожиданно стал преданным поклонником музыканта Джонни Кэша, купив все его CD и DVD, и запретив другую музыку, которая ему раньше нравилась.

Сторонники DBS утверждают, что опасные изменения личности, если они происходят, могут быть запрограммированы прочь или отключены. Они говорят, что вся система DBS может быть удалена (для некоторых пациентов) с помощью дальнейшей нейрохирургической процедуры. Короче говоря, они утверждают, что повреждение обратимо. Но заявления о полной обратимости появляются преждевременно.

Существуют и другие этические дилеммы, с которыми мы сталкиваемся при лечении пациентов с неразрешимыми заболеваниями. Как мы должны решать, какие пациенты имеют право на исследование DBS? Как мы можем преодолеть препятствия на пути к получению действительного информированного согласия на процедуру? Когда наступит подходящее время для начала крупномасштабных клинических испытаний, и какой вид испытаний обеспечит оптимальный баланс между научными целями и защитой пациентов? Конечно, такие вопросы относятся и к другим областям медицинских исследований, но они особенно актуальны в исследованиях DBS. По мере расширения использования технологии возникает вопрос: в каких случаях побочные эффекты, в том числе нового и потенциально опасного человека, хуже, чем болезнь?

Опросные исследования с участием групп пациентов, проходящих DBS для Паркинсона и ОКР дают представление о психических эффектах и личностных изменениях, связанных со стимуляцией, а также о трудностях, которые могут испытывать пациенты и лица, ухаживающие за ними, в результате. Некоторые пациенты говорят интервьюерам, что они стали "другим человеком" после DBS. Другие говорят, что некоторые нежелательные побочные эффекты для них "слишком велики" и не являются частью того, кем они являются. Есть также примеры, когда пациенты и супруги расходятся во мнениях о том, изменилась ли ли личность после лечения, и приносит ли это изменение пользу. В одном из ранних интервью с пациентом жена пациента сказала, что не может справиться со своим мужем, желающим жить жизнью молодого человека после его лечения, и что она хочет, чтобы он вернулся к более спокойной жизни.