Найти тему

Почему "Ночной дозор"с Хабенским - это очень русский фильм

Пересмотрел недавно нашумевший блокбастер из нулевых - "Ночной Дозор". Фильм, на рекламу которого потратили 1 миллион баксов, не поскупились на спецэффекты и вообще сделали всё, чтобы "нашуметь".

Под натиском небывалой рекламной компании на первом канале, жарким летом 2004, в самый неурожайный для киноиндустрии сезон, все попёрли смотреть русскую диковинную новинку. После двух часов перед гипнотизирующим динамичными картинками экраном, зрители выдавали свои вердикты, в основном, "фуфло" или "круто!".

Но оценивали потусторонние приключения Антона Городецкого, в основном, сравнивая картину с западными шедеврами: Властелин колец, Звёздные войны, Тарантино. Так уж позиционировали фильм рекламщики: "кино, как у них". Да и сам жанр эпичного фэнтези слишком нетипичен для отечественного кинематографа.


Поэтому при просмотре ничего русского, помимо Москвы, сияющей рекламными баннерами, в этой картине не наблюдалось, и даже искать не хотелось.

И вот, спустя 16 лет после выхода Ночного дозора, я переезжаю на новую съёмную квартиру и нахожу там "раритет": dvd-проигрыватель и сборник фильмов с Хабенским. Включаю "Дозор" и внезапно понимаю: а фильм-то про самую что ни на есть русскую действительность!

-2

Сейчас объясню. В "Дозоре" по сюжету есть две силы: "Тёмные" и "Светлые". Давным давно сошлись они в битве, но оказалось, что силы равны. Тогда был заключён договор о перемирии, в котором порешили, что отныне и добро, и зло нельзя творить без согласия. Поэтому появился дневной дозор, чтобы следить за светлыми, и ночной дозор, чтобы следить за тёмными. Чем отличаются друг от друга темные и светлые? Тем, что они плохие, а другие хорошие? Нет. Темные- это темные, а светлые- это светлые.


Разница только в том, что темные свободны, а светлые - скованы неким этическим кодексом, моральными обязательствами. Если подумать, то именно такой дуализм и существует в России: нет плохих, и нет хороших, общество разделено на тех, кто, что хочет, то и творит и тех, кто бы тоже хотел творить, что хочется, но скован некими обязательствами: перед собой, перед Богом, перед государством, перед семьёй и т.д. И пропасть между "свободными" и "скованными" огромна. Но и те и эти существуют за счёт существования друг друга, то есть, действительно находятся в некотором "договоре". Иначе начнется хаос. "Темные" и "светлые" в российской реальности просто обречены друг на друга.

-3

А Антон Городецкий - главный герой "Дозора"- он где-то посередине, под влиянием и темных, и светлых сил. Поэтому его и шатает бесконечно: то он согласен, чтобы ведьма загубила ребенка в животе его возлюбленной, то внезапно бросается ей помешать, наворотив тем самым кучу дел . То кровь пьет, то водку.

-4

"Ночной дозор" - фильм о русской дуальности, о хрупком равновесии, которое в любую минуту может разрушиться, и тогда начнется настоящий русский трындец на букву П.