Крымская война 1853—1856 годов — война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Английской, Французской и Турецкой империй и Сардинского королевства, с другой. Боевые действия разворачивались, кроме Крыма, на Кавказе, на Балтийском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке и Курилах. Наибольшего драматизма война достигла в Крыму.
Из записок жителя Симферополя.
Мне часто случалось заходить в госпиталь к раненым. Слышал я историю от одного офицера. В альминском сражении 8-го числа этот офицер, простреленный конической пулей в ногу, упал без чувств на месте. Когда он открыл глаза была ночь. Кругом слышался стон, виднелись лужи крови и тела убитых.
Не зная, далеко ли наше войско, офицер попробовал ползти в ту сторону, куда отступили его товарищи. Но выбившись скоро из сил, он остался без движения. В этом положении нашли его французские кавалеристы, дали ему напиться, но тем и ограничилось. На другой день жажда и голод еще сильнее стали томить раненного.
Чтобы чем-нибудь их заглушить, он стал искать вокруг себя улиток и был рад, когда находил их. К вечеру показались конные татары. Раненый приподнялся на локтях и дал им себя заметить. Один из татар подъехал, спросил, что нужно.
-"Возьми меня с собой", - отвечал раненный. - Прими нашу веру. -"Не хочу". - "Не хочешь, так умрешь собакой. - "Я только этого желаю - умереть". -За этим дело не станет, возразил татарин и сал снимать с плеча ружье, но потом верно раздумал; перекинул опять ружье за спину, взял в руки ногайку и нанес несколько ударов несчастному. Тот лишился сознания.
С рассветом заскрипела маджара; в ней сидел опять татарин. Остановившись над умирающим, татарин сжалился над ним и взял его с собою. Приехав в Бахчисарай, он сдал офицера в госпиталь, из котрого его перевези в симферопольскую больницу.
"Вчера" заключил рассказчик, передавая мне эту повесть своих бедствий, "мне доложили, что пришел человек и желает меня видеть" Я велел его позвать. Вообразите, это был мой спаситель! Он хотел знать о моем здоровье и принес мне в подарок курицу.
Пожертвования ногайских татар Таврической губернии на борьбу против англо-французов и их союзников
Таврическая губерния — самая южная из губерний европейской части Российской империи. Три уезда губернии — Бердянский, Мелитопольский и Днепровский — были на материке вне Крымского полуострова, а остальные пять — на Крымском полуострове.
"Мы депутаты ногайского народа, обитающих в трех северных уездах таврической губернии: Днепровском, Мелитопольском и Бердянском уполномочены объявить высшему начальству следующее:
Находясь более 70 лет под скипетром Великих Государей России, ногайцы чувствуют себя вполне счастливыми своим положением и желая показать свою признательность за попечения правительства, а вместе с тем показать сколь чужды ногайцы от тех неблагонамеренных и неблагодарных крымских татар, которые оказывали дружеское расположение врагам России, единогласно решили пожертвовать от ногайцев следующее:
От Бердянского округа - 600 коров по 15 рублей серебром каждая, 300 пар волов с арбами без погонщиков и 75 немецких бричек с лошадьми.
От Днепровского округа - 200 коров по 16 рублей серебром, 100 пар волов с арбами без погонщиков.
От Мелитопольского округа 140 штук рогатого скота по 15 рублей серебром каждая.
К пожертвуемым подводам погонщиков не назначаем по той причине, дабы принадлежавшие им ногайцы не имели никакого сношения с крымскими неблагонамеренными татарами и не слушали их легкомысленных и вредных суждений".
Источник: Материалы для истории Крымской войны... Место издания: СПб. Год издания: 1872.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.