«Высшая реальность для человеческой культуры - вот такое деление мира на тьму и свет, добро и зло, дозволенное и запретное.»
Герман Гессе 1919
Мне думается, что титул «Князь», без намёков, был бы уместен, как параллель с Князем Львом Мышкиным.
Минуло более полутора веков с момента выхода романа Достоевского, но образы остаются настолько актуальными, что отличие манер и образа жизни можно вынести за скобки.
Поступок – вот смысл жизни
Сергей Полунин – Премьер Королевского балета в Лондоне, «титул», о котором можно только мечтать, на пике карьеры уходит из Royal opera House.
Что это? Каприз или безумие? Давно созревшее решение или непонимание последствий? Тонкий, внутренне свободный, бесконечно талантливый артист, запертый в золотую клетку, рушащий стереотипы.
Не обязательно страдать от эпилепсии – её достаточно заменить «Enfant terrible в мировом балете». Протест героя в XXI веке проявляется своеобразно.
Смелость, глупость или эпатаж противопоставить себя устоям общества
Первый аргумент, который лежит на поверхности:
жажда другой, свободной жизни, соответствующей внутренней свободе Сергея, - это и есть самоцель.
Вот он уходит в глухую депрессию «Take Me to Church», что называется «из огня, да в полымя». Да, он полон сил и мастерство его по-прежнему на высоте, но «я ухожу из балета». Ох, уж эти безумцы! Они делают невыносимыми наши устои! Логики в поступках нет, расчёта тем более.
Власть и деньги – не аргумент. Всё это придёт позже, опять, само собой, но только вместе с семейным счастьем, признанием и свободой творчества.
Полунин вовсе не отрицает значимость материальных благ, которые дают свободу творчества, качество жизни для семьи, высокий уровень услуг.
Сергей получает достаток «в придачу» к обновленной реализации себя, постоянному поиску и яркой индивидуальности.
Хаос
Спокойный, добрый, тонкий и даже тихий артист, в любой момент готов к «хаосу». Не ради рейтинга, а по зову души.
Противоречие «Концепции логических и нелогических поступков Парето».
«Нелогические поступки состоят из двух элементов, которые непосредственно друг с другом не связаны. Один из этих элементов Парето назвал осадками, или остатками (residues).
Парето пишет: «Нужно быть внимательным и не путать остатки ни с чувствами, ни с инстинктами, которым они соответствуют. ... Остатки – это не чувства или психическое состояние. Они посредники между чувством, неведомым нам непосредственно и, может быть, даже опосредованно, и проявлениями чувств или поступками.
Остатки относятся к инстинктам человека, но не охватывают всех инстинктов, т.к. используемый метод позволяет обнаружить лишь те из них, которые порождают рассудочную деятельность. Очень важно никогда не упускать из виду, что остатки – не конкретные реальности, а аналитические понятия, созданные наблюдателем для объяснения феноменов.»¹
Такому человеку невозможно подражать, даже если очень захочется. Гениальность не копируется. Определённая часть общества старается держаться подальше – «он неудобный, непонятный». Другая публика, явно завидуя, не может показать всем свою зависть, и прикрывается маской: «да он – Лев Мышкин».
А для иных и раздумий никаких не надо – всё правильно делает, он живёт.
Живёт не однообразным ритмом смены дней, недель, месяцев, лет, а сменой секунд озарения и тоски, доводящей до отчаянья, перерождающейся в поступок.
Истина
Далеко не каждому дано жить в контакте с бессознательным, многих данный факт пугает. Неуёмная фантазия, готовность к безумному шагу, заставляет окружающих тревожиться и опасаться за него, как за ребёнка. Почему?
Потому что у таких людей – душа детей с «магическим» мышлением, готовностью вернуться к неупорядоченному, чтобы обрести новые ориентиры.
Истина многогранна, она огромна и живёт по законам Вселенной, подключиться к которым и следовать их вектору – большое счастье.
Источники:
¹ - http://becmology.ru/blog/general/pareto.htm.