Найти тему
Oлег Рудин

Реижим повышенной готовности в регионах. Законно?

Вслед за мэром Москвы губернаторы регионов ввели режим повышенной готовности. Давайте разберемся, насколько это в рамках их полномочий.

Для примера возьмем Указ Губернатора Смоленской области № 24 от 18 марта 2020 г. (новая редакция от 10.04.2020 № 42) " О введении режима повышенной готовности" Итак, по тексту:

В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 "О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25 марта 2020 года" и Поручения Правительства Российской Федерации от 27.03.2020, в связи с угрозой распространения на территории Смоленской области коронавирусной инфекции (COVID-19), а также природных пожаров постановляю:

1. Ввести на территории Смоленской области режим повышенной готовности.

Рассмотрим подробнее какими нормативными документами руководствуется региональный чиновник.

1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

6. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

Непонятно к чему, ну да ладно, определил, что органы работают в режиме повышенной готовности.

2. Указ Президента РФ № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»(выборочно)

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:

а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;

Иными словами, разработать комплекс мероприятий, с учетом, того, что в РФ, на всей территории или в отдельны регионах возможно введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

3. Поручение Правительства РФ от 25 апреля 2020 г. "О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации временно приостановить: проведение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан;

посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, а также ввести запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах.

Тут все понятно: рекомендации приостановить массовые мероприятия

4. Поручение Правительства РФ от 27 марта 2020 г (выборочно)

…органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации временно приостановить с 28 марта 2020 года до 1 июня 2020 года бронирование мест, приём и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и гостиницах, расположенных в курортах федерального, регионального и местного значения, а также в иных санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках.

В общем, тоже , что и в 3 пункте, исключить возможность массовых скоплений людей на ограниченной территории.

Простите, я не совсем понял, какой из этих документов дает полномочия руководителю субъекта Федерации вводить режим повышенной готовности? Абсолютно никакой, даже Указ Президента.

А теперь обратимся к Федеральному законодательству.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство Российской Федерации:

а.1) принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера;

а.2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

Только Правительство РФ и никто другой уполномочено вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации! Все распоряжения губернаторов, мэров и прочих руководителей на местах не имеют юридической силы, так как данные чиновники не наделены соответствующими полномочиями. И ответ на вопрос из заголовка только один: незаконно!

Но, Конституционный суд РФ почему-то молчит...