Найти тему
Гуманитарная помощь

"Курочка Ряба" – космогоническая мистерия, в которой рождается и рушится мир

Оглавление

Космогоническая мистерия, в которой рождается и рушится мир, а из-за прихоти тёмных сил гибнет всё человечество.

Речь пойдёт о "Курочке Рябе", интерес к которой дети теряют лет после трёх. Многие запомнили этот текст абсурдным, в котором Дед и Бабка пытаются разбить золотое яйцо, негодуют, когда это вместо них удаётся Мышке, и радуются, когда вместо золотого и ценного получают от Курочки обычное. Но это лишь поверхностный слой, упрощённый для детской аудитории.

Если погрузиться в символику внимательно отнестись к описаниям, примитивная сказка открывается с новой стороны и рассказывает о сотворении и гибели мира. Ориентиры для расшифровки здесь кроются в персонажах, которые оказываются не примитивными стариками или животными, а персонажами, фигурирующих во многих мировых мифах, посвящённых устройству вселенной.

Курочка

Часть, в которой из тела фантастического существа рождается мир

Художник-иллюстратор Владимир Аржевитин
Художник-иллюстратор Владимир Аржевитин

Всё начинается с Курочки. В мифологии славян курица была сакральной птицей, символом воспроизводства и провидения. Интересно, что в фольклоре имени у курочки нет – оно появляется гораздо позже в адаптированных для детей литературных вариантах.

В исходных текстах о персонаже нам рассказывают через описание («рябушечка, стара старушечка»), которое для древних славян было узнаваемым и понятным.

Акцент на цвете: рябушечка. В мифопоэтическом сознании пёстрый или рябой окрас был свойственен потусторонним существам, которые, находясь в мире живых, могли взаимодействовать с тёмными силами. Отсюда идут корни многих гаданий, ритуалов и примет, связанных с курами (например, если эта птица запоёт, как петух, значит, в дом скоро придёт смерть).

Распространённый повтор «стара старушечка» становится дополнительной подсказкой и советом обратить внимание на возраст героя.

Сложив все детали, получаем: сакральный символ воспроизводства, который остаётся фертилен, несмотря на древность. И это древнее сверхфертильное нечто рождает золотое яйцо...

Золотое яйцо

Часть, в которой читатель узнаёт о сущности-прародителе и получает надежду на вечную жизнь

Центральной фигурой, вокруг которой выстраивается сюжет, становится яйцо. Именно это (в совокупности с другими признаками) даёт исследователям фольклора предполагать, что в сказке зашифрована мистерия о мироустройстве, конце света и уязвимости человеческого рода.

Когда анатомию и биологию ещё не открыли, появление яйца из курицы представлялось, будто из живого существа появляется что-то неживое, которое спустя время даёт начало новой жизни. Получается цепочка: из живого – неживое, из неживого – живое.

Художник-иллюстратор Владимир Аржевитин
Художник-иллюстратор Владимир Аржевитин

Это привело к тому, что яйцо стало символом:

  • во-первых, сущности-прародителя, из которой рождается мир (такие легенды встречаются не только у славян, есть они у греков, индусов, китайцев, австралийцев и др., что является одним из основных аргументов в "теории основного мифа").
  • во-вторых, воскрешения и надежды всех умерших родиться вновь.

Последнее нашло отражение во многим обрядах и символах. Например, пасхальном цикле. Буро-красная окраска яиц изначально добывалась не из луковой шелухи, а из крови ритуального животного. А до популяризации праздника Пасхи древние язычники клали окрашенные яйца в могилы: как символ перерождения и воскрешения. Многие славяне до сих пор оставляют такие сувениры на захоронениях близких. Часто машинально и "потому что так принято": за тысячи лет смысл действия стёрся, но привычка воспроизводить осталась.

Иван Мырквичка. "Задушницы у болгар", 1890
Иван Мырквичка. "Задушницы у болгар", 1890

Интересно, что в разных зафиксированных фольклорных вариантах "Курочки Рябы" яйцо описается по-разному: то золотое, то "пёстро, востро, костяно, мудрено". Но каким бы ни был вариант, всегда понятно, что яйцо необычное, а символически описания не противоречат друг другу.

Пёстрый (как и в случае окраса Курочки) и золотой цвета – показатель, что объект не принадлежит нашему миру. Золото вообще считалось металлом с того света, поэтому когда в сказках герою приказывают принести свинку золотую щетинку, перо Жар-птицы, златокудрую невесту, речь идёт об обряде инициации, когда герой, чтобы перейти на новую социальную ступень, должен встретиться со смертью. Обратите внимание, что Кощей чахнет не над чем иным, как над златом, а в греческой мифологии Аид является не только богом смерти, но и хранителем сокровищ богов. Это не совпадение.

Художник-иллюстратор Владислав Ерко
Художник-иллюстратор Владислав Ерко

Подытоживая сказанное выше, сюжет можно привести к следующему: потусторонняя сущность, символ материнства рождает мир. И Баба с Дедом (символы человечества) отнюдь не пытаются его разбить (о чём я расскажу ниже), а берегут и приходят в ужас, когда мир (яйцо) разлетается на куски. Наступившее вслед за этим безумие говорит о конце света.

Мышка

Хтонический персонаж, по неосторожности или злому умыслу которого наступает конец времён

-6

Когда-нибудь задумывались, почему люди так боятся мышей? Массово. Крыса действительно может быть опасна, но маленький грызун вроде мыши наброситься на человека, причинив ему серьёзные повреждения не способен. Откуда корни этого страха?

Древние славяне верили, что мир образован вокруг мирового дерева. Оно было реальным в представлении людей, не абстрактным, а по-настоящему существующим. Это дерево объединяло три мира:

  • Верхний – крона, на которой спят святые и даже сам Бог. Или сидит большая птица (иногда вьёт гнездо).
  • Средний – ствол и ветви. Здесь живут люди и бегают звери-медиаторы (которые объединяют земной мир либо с верхним, либо с нижним).
  • Нижний – корни дерева, под которыми часто течёт река и обитает большой змей. Здесь обитают мёртвые и управляют тёмные силы.
-7

Птицы были в представлении предков посредниками между нашим и верхним миром (иногда даже временным воплощением душ праведников). Мыши объединяли нас с миром мёртвых.

Мышь – медиатор и трикстер. А значит, человек никогда не может быть уверен, благо или вред ему принесёт взаимодействие с этим животным. Двойственность, когда мышь может как помочь, так и наказать, отражена в сказках. Например, в "Дочери и падчерице" мышь становится союзницей одной девушки и приводит к гибели другую. В "Курочке Рябе" мышь по случайности (или злому умыслу) приводит к окончанию времён и большой беде.

Художник-иллюстратор Владимир Аржевитин
Художник-иллюстратор Владимир Аржевитин

Очевидно, что, учитывая такой культурный контекст, случайной встрече с этими грызунами человек был не рад и воспринимал мышей не только, как вредителей, но и как назойливых посланцев с того света, которые вечно приносили неприятности.

Безумие в деревне

Описание конца света, когда рухнут земные порядки

-9

Описание массовых безумий встречается во многих вариантах "Курочки Рябы". Вот, например, один из них:

"Об этом яичке строй (нищий, калека – прим.) стал плакать,
Баба рыдать, вереи (столбы, на которые навешиваются ворота – прим.) хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом заку́рился (начал стлаться, выделять пар, туман – прим.),
Двери побутусились (покривились – прим.), тын рассыпался"

Всё мироустройство после порчи яичка летит к чертям. И, обратите внимание, что сор начинает подниматься именно под порогом: там, где раньше хоронили мёртвых.

А ещё иногда в текстах упоминается внучка, которая удавилась (повесилась) после случившегося. Разумеется, этого нет в детском адаптированном варианте сказки.

Дальше в отрывке мы видим, что первыми новость узнают дочери попа. Они несли воду домой, но разбили вёдра. Когда это стало известно попадье, она бросила месить тесто, раскидала его по полу и отправилась рассказать о новости попу. Супруг её в одних вариантах сказки, то рвёт Библию, то начинает звонить в колокола (оповещает об опасности местных жителей), то поджигает церковь, то отрезает себе косу (то есть отрекается от профессии). Семья попа (а в ранних вариантах волхва или шамана) – это модель человеческого общества, а их поведение является описанием атмосферы грядущего Страшного Суда.

То есть не из сочувствия к горю Деда и Бабы убиваются жители деревни. Наступает конец времён, когда всё становится абсурдным и сводящим с ума от ужаса. Мир, рождённый из яйца, был разрушен из-за недостаточно аккуратного обращения людей с даром жизни. Всё, даже самое незыблемое может измениться волей случая в одночасье – вот основная идея сказки.

Вместо послесловия – упрощение, перевернувшее смысл сказки

... или яичко, которое никто не пытался разбить

До наших дней дошли разные варианты этой сказки. Наиболее известным для широкого круга читателей является представленный в хрестоматии Константина Дмитриевича Ушинского. Здесь старики огорчаются из-за золотого яйца и радуются обещанию снести простое.

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. — 1949 год.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. — 1949 год.

Ушинский был выдающимся педагогом. В своей хрестоматии он собрал фольклор и обработал тексты так, чтобы они стали понятны детям и доступны им для самостоятельного прочтения. Предполагалось, что это будет одна из первых книг, которые ребёнок сможет осилить самостоятельно.

Для лучшей доступности сказку сократили (вырезали о сумасшедшем попе, наложившей на себя руки синице, удавившейся внучке, подравшихся мирянах и горящей деревне), убрали повторы и добавили happy end – обещание снести новое яичко вместо разбитого. Скорее всего в этой редакции мы с вами впервые прочитали "Курочку Рябу".

Однако это не единственный вариант сказки. Текст их хрестоматии сильно отличается от представленных Афанасьевым вариантов. В первую очередь, отношением стариков к яйцу:
- у Афанасьева старики берегут яичко,
- у Ушинского – пытаются разбить.

Также у Афанасьева сохранены описания не только слёз Деда и Бабы, но и безумие, охватившее односельчан, животных и семью попа после того, как они узнали о "трагедии". А ещё там нет светлого финала – повествование просто кончается на сцене всеобщего безумия. Кстати, нет его и у Даля в его "Первой первинке полуграмотной внучке" (стр. 16).

Кому верить и какой текст считать правильным? При ответе для себя на этот вопрос, важно не обесценивать ничью работу и понимать, что оба учёных внесли огромный вклад в науку. Однако если Ушинский был педагогом, то Афанасьев специализировался на исследовании духовной культуры славян и сборе-систематизации их фольклора. Поэтому, с моей точки зрения, варианты Афанасьева заслуживают большего доверия: хотя бы за счёт лингвистической специализации автора и более широкой выборки материала из разных регионов Российской Империи.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы регулярно получать порцию гуманитарной помощи.

Ещё у автора есть аккаунт в Facebook. Можно приходить общаться.