24.04.2020 года ФЗ-124 внес большое количество поправок в 44-ФЗ, которые в перспективе будут реализовываться на практике заказчиками при планировании и проведении своих закупок. С одной стороны, данные поправки были сформированы в достаточно оперативный срок для того, чтобы снизить финансовую нагрузку и поддержать представителей бизнес-структур на государственном рынке в период распространения новой коронавирусной инфекции. И даже после выхода из карантинных и самоизаляционных ситуаций. С другой стороны, насколько будут приниматься те права, которые представлены в новой версии закона самими заказчиками - покажет только время.
Итак, что изменилось.
с 24.04.2020 года вступили в силу следующие поправки:
ч. 1.1 ст. 45 44-ФЗ:
Было: при установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации...
Стало: при установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного банку ...
то есть при указании на требования к банкам в целях их отбора для выдачи банковских гарантий по 44-ФЗ заменен термин "российская кредитная организация" на термин "банк"
п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ :
Было: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 44-ФЗ, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Стало: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 44-ФЗ, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
то есть при закупке с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) появилась возможность заключать контракты на сумму до 600 000 рублей по одному такому контракту (предмет закупки не имеет значения). Годовой объем таких закупок увеличится до 10% от совокупного объема всех закупок заказчика (не более 50 млн. рублей в год). Альтернатива 2 млн . по годовому объему таких закупок осталось
ч. 65 ст.112 44-ФЗ
Было: в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно
Стало: в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно
то есть в 2020 году помимо сроков, цены контракта, цены единицы товаров, работ, услуг можно на этапе исполнения и изменять размер аванса ( если контрактом предусмотрена выплата аванса ). При этом обоснование таких изменений по авансу со ссылкой на решение Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти и местной администрации не требуется.
А также ....
Срок вступления в силу изменений по осуществлению запроса котировок в электронной форме с НМЦК до 3 млн. рублей планируется перенести на 1 октября 2020 года.
Вносятся изменения в порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму до 3 млн.рублей с переносом сроков возможности осуществления таких закупок на 01.10.2020. При этом интеграционное взаимодействие с ЕИС в рамках таких закупок откладывается на более поздний срок - до 1 июля 2021 г.