Найти тему

Переживет ли российское общество коронавирусную инфекцию

На фоне продолжающейся в мире пандемии коронавируса встает вопрос, как ситуация с COVID-19 повлияла не только на глобальный порядок, но и на людей в нашей стране

Вендель Диттерлин Младший. Шествие безобразных фигур. 1615
Вендель Диттерлин Младший. Шествие безобразных фигур. 1615

Как только начали вводиться ограничительные меры в отношении предприятий и граждан, из каждого утюга посыпались разговоры о том, что гибнет бизнес и ему срочно нужна государственная помощь. Безусловно, если люди остаются без работы и средств к существованию — это трагедия. Совсем не являюсь сторонником «невидимой руки рынка», да и социального дарвинизма в целом. Однако удивительно слышать призывы к государству о спасении бизнеса от тех, кто совсем недавно, будучи на коне, всячески гнал любые формы государственного регулирования из «свободного рынка». Налицо двойной подход: гешефт идет — государство не нужно (а даже и вредно!), а как началась сложная ситуация — так пусть государство и спасает. Причем неоднократно наблюдал поведение работодателей и предпринимателей в кризисных для экономики обстоятельствах: за потери прибыли расплачивался, как правило, не владелец бизнеса, который, казалось бы, должен нести и риски, а простой наемный работник. И сейчас можно это же самое пронаблюдать — людей отправляют в отпуск без содержания на время режима самоизоляции, кому-то просто урезают зарплаты, кого-то сокращают совсем.

При этом четко видна позиция — «не бизнес для людей, а люди для бизнеса». Мне не доводилось сталкиваться с тем (хотя наличия подобных случаев я не исключаю), как владелец компании или предприятия продавал бы свой личный дорогой автомобиль, чтобы спасти свой бизнес. А случаи, когда в кризисной ситуации эти самые дорогие автомобили покупались, — видел неоднократно. Это не парадигма классического национального капитализма, когда владелец предприятия может сам жить достаточно скромно, но развивает свое начинание и вкладывает в него деньги. Сейчас на место таких условных Фордов пришли рвачи, не мыслящие стратегически, живущие одним днем. Поэтому и рефлекс условный понятен: грядут тяжелые времена — надо рвать, пока можно.

читайте далее: https://rossaprimavera.ru/article/6da8efd0