Ну, казалось бы, чего тут особенного то? Самокат - доска с двумя подшипниками и рулем...
На самом деле не все так просто! Конструкций на данный момент развелось огромное множество от избыточно-продуманных до откровенно-убогих, причем разница по цене между ними порой минимальная.
Я опишу мои рекомендации, многократно подтвержденные практикой, на современный самокат для общего пользования для аудитории от 8 до 88 лет!
Если по устройству самоката Вы-ГУРУ, это похвально, но все же не поленитесь, пролистайте мою статью до пункта "Техника безопасности". Там нет воды, а только то, с чем сталкивался я сам, мои дети и что надо знать и быть к этому готовым!
Итак, приступим.
Колеса
- Колеса должны быть большие, от 200 мм в диаметре. При этом условии вам будет обеспечен более комфортный переезд через ветки с окурками и неровности на асфальте, которых предостаточно.
- Покрышки должны быть не надувные, а сплошные полиуретановые. Только в этом случае вы сможете испытать всю мощь вашей инерции. Если покрышки будут надувные, то самокат, из-за сил сопротивления качению при деформации резины будет проезжать раза в 1.5-2 меньше от одинакового отталкивания ногой, даже при поддержании высокого давления в шинах. Плюс, само поддержание давления в сравнительно маленьком объеме покрышки колеса потребует от вас умения пользоваться насосом. Кстати, не каждым насосом можно надуть такое колесо, так как из-за размера колесного диска золотник расположен порой очень неудобно. При этом каждое надувное колесо будет тяжелее сплошного полиуретанового того же диаметра, что отрицательно сказывается на такой непоследней потребительской характеристике, как масса самоката.
Колесные диски
Здесь не до выбора. Если покрышки сплошные полиуретановые, то и диски будут многолучевые пластиковые.
К сожалению, при возникновении избыточной нагрузки при съезде-въезде на совсем небольшой бордюрчик диски имею обычай трескаться. Если присмотреться, то на чистом диске трещина хорошо различима. Она возникает на внешнем диаметре между двумя соседними спицами-лучами. Трещина в диске при езде создает акустический шум. На сухую он чем-то напоминает поскрипывание. Если это заднее колесо и на самокате установлен тормоз в виде заднего крыла, то то при торможении под ногой слегка ощущается неровное колебание дороги. Других проблем не выявлено. По-началу я ревностно старался заменить колесо, когда оно лопалось. Позже оказалось, что сломанный диск продолжал нормально выполнять свою прямую роль и вопрос замены становился не срочным.
Подшипники
Обычно в каждое колесо самоката устанавливаются два подшипника. Между подшипниками расположена металлическая трубка-втулка по диаметру равная диаметру внутренней обоймы подшипника. При замене подшипников не выкидывайте ее, она имеет совершенно определенную длину и нужна для того, чтобы, когда вы затягиваете болты крепления колеса с двух сторон, подшипники, сближаясь, своими наружными обоймами не разрушили гнезда и пластиковое колесо в целом, упершись друг в друга внутренними обоймами через эту втулку.
Применяется шариковый радиально-упорный подшипник стандартной конструкции с металлическими шторками и маркировкой "608". Размеры: наружный диаметр 22 мм, внутренний диаметр 8 мм, ширина 7 мм.
Подшипники бывают:
- подшипник с металлическими шторками, прикрывающими металлические шарики и сепаратор - это самый предпочтительный, популярный и экономичный вариант.
- подшипник с керамическими шариками и красными шторками - покупаются и устанавливаются самостоятельно - это дорогой вариант. Я считаю, в случае с бытовым самокатом, этот вариант экономически неоправданный, впрочем я не пробовал, сказать что-то конкретное не могу.
- подшипник с обрезиненными шторками, во всем остальном схожий с первым вариантом. Проверил на себе :( - за счет трения шторок по внутренней обойме подшипник имеет большее сопротивление вращению. Если после первого варианта установить эти подшипники, то трение 8 резиновых шторок станет очень заметным, а движение самоката накатом ухудшится. Однозначно не рекомендую!
Подшипники типоразмера "608" можно в прок заказать на АлиЭкспресс, а если нужна срочная замена, то можно купить в ближайшем магазине инструментов, где есть детали для электродвигателей, либо в Спортмастере или велосипедных салонах.
Подвеска колес
Подвеска дополнительно сглаживает обратную реакцию от дорожных неровностей. Если есть возможность выбора между самокатом с подвеской и без подвески, выбирайте первый вариант.
Я рекомендую конструкции, где:
Передняя подвеска сделана по мотоциклетному - телескопическая вилка с внутренней пружиной:
Задняя подвеска - качающийся рычаг с регулируемой пружиной, убранной в платформу
Хочу сказать, что когда после мягкой подвески я проехался на жестком самокате, я сделал вывод, что подпружиненная подвеска обязательна - не передается лишняя вибрация на Ваши голеностопы и колени!
Тормоз
На самокате, где центр тяжести всего транспортного средства вместе с водителем расположен достаточно высоко, тормозить передним колесом вряд ли кто додумается - никому не хочется полететь "ласточкой" через руль.
Поэтому, чаще всего самокат имеет тормоз на заднее колесо. Самым простым и практичным оказалось тормозить самим задним крылом, нажимая на него ногой, можно двумя.
В последнее время появились самокаты с дисковым тормозом или специальным башмаком, спрятанным внутри заднего крыла, которые приводятся рычагом на руле через тросик по типу велосипедных тормозов.
Тоже неплохая конструкция. Но для самоката я считаю ее избыточной, даже не смотря на то, что в мокрое время дисковый тормоз будет эффективнее, так как работает "по-сухому". Слишком много дополнительных деталей, одна из рук вместо того, чтобы держаться за ручку руля, должна жать на рычаг, опять же увеличение массы самоката, все это говорит не в пользу тормоза с троссовым приводом.
Задний брызговик
Обратите внимание на эту маленькую резиновую деталь (см.предыдущую картинку). Она удлиняет заднее крыло и защищает от брыз и грязи сзади Ваши штаны и куртку в дождливое время.
Переднее крыло
Переднее крыло, как и задний брызговик, защищают Вашу обувь от влаги и грязи в дождливое время. Это проверено и работает. Переднее крыло пластиковое и легко ломается, если съехать с высокого бордюра передним колесом, будьте внимательны!
Рама
Механизм складывания рамы - еще одно слабое звено самоката. Здесь - кто на что горазд. У одного моего самоката застежка складывания рамы была снизу и обращена к дороге. Так вот, когда надо было его сложить, то пока руки не перепачкаешь, не сложишь и в машину не уберешь. Другая конструкция была с застежкой сверху и фиксатором, убирающимся внутрь квадратной трубы. По конструктиву, внутри этой трубы расположена лепестковая пружинка, со временем она ослабляется и начинает подзвякивать на кочках - не очень приятно и не очень понятно - откуда сей звучок, пока все не разберешь. Поэтому, если механизм складывания выполнен "наружу" и все поддается визуальному контролю, даже если смотрится менее опрятно, то лучше выбрать его.
Высота подножки
Высота подножки чем ниже к дороге, тем комфортнее ехать и преодолевать большие расстояния. Да, перед лежачим полицейским надо будет остановиться и перевезти самокат, но это стоит того. Плюс, не работают на износ коленные суставы. Для детского беззаботного возраста и прогулки в 30 минут это может быть не так заметно, но лет от 35 и для продолжительной поездки это уже ощутимо. Опять-таки проверено на себе!
Руль крепление и длина
Для наглядности я сначала приведу конструкцию, которую категорически не рекомендую:
- Если ручки руля длинные, то вместо кажущихся удобств, этот руль оказывается не поворотливым, а самокат не маневренным;
- Если ручки закрепляются в ступице руля только пружинными штырями, то люфт в этом месте соединения Вам обеспечен, какой бы надежной конструкция не казалась.
Идеальная, проверенная временем конструкция выглядит так:
- Небольшие по длине ручки;
- Скоба, крепко блокирующая ручки в ступице от люфта и прикрывающая штыревые фиксаторы.
Техника безопасности
(это я не с потолка придумал, на все есть реальный опыт)
-при движении по пешеходному переходу надо идти пешком и самокат, как и велосипед, следует везти рядом, так как только в этом случае на вас распространяется понятие "Пешеход" и соответствующие права и обязанности. Знаю случай, когда девушку на самокате на пешеходном переходе на пересечении Смольной и Фестивальной сбила машина. Слава богу, не на смерть! Виновной в ДТП оказалась водитель самоката! К сожалению, я вижу подобные нарушения постоянно от юных самокатчиков и велосипедистов, причем, при полном попустительстве родителей! Родители, Вам что, не дороги Ваши дети?
-надо стараться не ездить в темное время, так как можно не заметить и попасть в ямку передним колесом и тогда Вам обеспечен красивый полет через руль на расстояние 1-1.5 вперед "ласточкой", и, что досадно, ведь этого же никто не увидит и не "поржет", так как темно. По крайней мере, если вы передвигаетесь в темное время, оборудуйте свое транспортное средство фарой. Крепятся подобные фонарики просто и крепко и стоят не дорого.
-когда с утра подморозило или в сырую погоду, а особенно, когда на дороге лежит пожухлая листва, местами превратившаяся в кашу, не заходите на большой скорости в поворот и не тормозите задним колесом. Все это приведет к тому, что Вы даже не успеете понять, как ваш железный "конек-горбунок" выскользнет из-под Вас и Вы еще метр-полтора будете скользить-планировать на своих ладонях по касательной к траектории Вашего не случившегося поворота, конечно же если с "планкой" у Вас все в порядке. Кстати, даже если на сухой дороге при повороте под переднее или заднее колесо попадает небольшая веточка, то это может привести к не очень приятным последствиям. Надо предварительно снизить скорость на предшествующем повороту прямолинейном участке и двигаться с минимальной скоростью или перейти на шаг.
-когда Вы перевозите ребенка, разместив его перед собой, обязательно опустите руль, чтобы перекрестие руля было ниже лица вашего чада, иначе оно может расшибить себе нос при Вашем неосторожном вождении, резком торможении или при форс мажорных обстоятельствах непреодолимой силы .
Если моя информация вас по-хорошему "зацепила", подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки.