Этот пост называется Хороший Челябинск, хотя правильнее было бы назвать его «условно хороший». В Челябинске нет ничего безоговорочно хорошего. Все время хочется сказать: «Да, вот это хорошо, но можно и лучше!» Почти все хорошее, что есть в городе — это не уничтоженное старое. Объехав всю Россию, могу сказать, что городам, у которых не было денег в 90-е и 00-е повезло, они не смогли разрушить и уничтожить свои памятники, историческую застройку, транспорт. Горда побогаче все сносили, перестраивали, и сейчас, когда пришло понимание, как надо города развивать, у них ничего не осталось.
Что же хорошего в Челябинске? Первое, что приятно удивляет — цены. В городе много хороших кафе и ресторанов, где все стоит копейки. Ну, не совсем копейки, но значительно дешевле, чем в соседних крупных городах. Давайте теперь посмотрим на сам город.
Согласитесь, было поуютнее ;)
Ладно, это все мелочи. Давайте покажу вам лучший район города — ЧМЗ! Сразу скажу, лучший он тоже с оговоркой — если закрыть завод.
Челябинский металлургический завод появился в городе в 1942 году, во время войны. Вокруг завода сформировался район ЧМЗ, включивший в себя все поселки, в которых жили рабочие и строители завода. В 40–50-е годы его называли Соцгородом. Застраивали этот район домами в сталинском стиле. Многие из них до сих пор в отличном состоянии. О социализме здесь также напоминают скульптуры мускулистых рабочих, красные пятиконечные звезды на фонарях и барельефы с серпами и молотами.
20
30
30
70
31
51
21
12
30
22
50
20
42
126
62
71
51
60
31
41
121
31
31
01
71
40
40
41
51
31
41
61
140
150
90
60
Куда шпиль дели, челябинцы? Вы чего? Такой крутое здание, а шпиль украли. Верните на место, как было!
На десерт у нас остается электротранспорт, который, к счастью, не уничтожили. Челябинский трамвай начал свою работу в 1932 году. Сейчас в Челябинске 14 трамвайных маршрутов и 313 вагонов. Трамвайные пути в Челябинске охватывают исторический центр города: в нем они курсируют по улочкам, недоступным для движения троллейбусов и автобусов. Из центра маршруты расходятся почти во все районы города, даже самые отдаленные. Один из таких районов — Челябинский металлургический комбинат. Его рабочие приезжают сюда именно на трамвае: по пассажиропотоку с этим маршрутом не справится ни один другой вид транспорта.
Большинство трамваев в Челябинске — старые и изношенные. Покупать новые вагоны управляющая компания не может, потому что у нее нет денег. Примерно на 300 устаревших советских вагонов в трамвайном парке Челябинска приходится всего 10 современных. Средний возраст челябинских трамваев — больше 26 лет.
С 2011 года модернизировано около 20 трамваев. Один из первых обновленных трамваев сгорел прямо в депо. Многие из оставшихся практически не используются.
У «Челябинского городского электрического транспорта» не просто нет денег — у него огромные долги. По состоянию на февраль этого года его задолженность составляла 559,4 млн рублей. Эта сумма скопилась за 8 лет.
Из-за того, что «ЧелябГЭТ» 8 лет не делал отчислений в Пенсионный фонд, Налоговая инспекция подала заявление на его банкротство. Слушание по делу проходило в этом апреле, и тогда суд отказался признавать «ЧелябГЭТ» банкротом. Руководство надеется, что долг реструктуризируют, и что выплатить его поможет какой-нибудь инвестор.
Из-за неуплаты электричества случаются перебои с его подачей. Это сильно ограничивает трамвайное движение, увеличивает интервалы между рейсами. Снижается эффективность трамваев: из-за больших задержек теряется пассажиропоток, так как люди пересаживаются на автобусы и маршрутки.
В конце прошлого года общественник Вячеслав Ермаков отправил в Общественную палату Челябинской области письмо с просьбой спасти трамвай. В нем он предложил скорректировать графики движения и маршруты трамваев, обособить их пути от остального уличного движения и дать им приоритет на перекрестках. Все это, по мнению Ермакова, сделает трамвай популярным и безубыточным видом транспорта, а также поможет поправить ситуацию с экологией. Но глава городского управления транспорта Олег Козлов заявил, что трамвай — это пережиток прошлого, и что развитие скоростных трамвайных линий в Челябинске неактуально. Свой ответ на обращение Ермакова он закончил тем, что электротранспорт экологию в городе никак не улучшит: «Хотелось бы отметить, что экологический вопрос, несомненно, важен, но напоминаем, что производство электроэнергии происходит на тепловых электростанциях, вырабатывающих электрическую энергию за счет преобразования (горения) химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала электрогенератора».
Кстати, именно Козлову мэр Челябинска в прошлом году поручил разработать концепцию развития челябинского пассажирского транспорта. Козлов решил делать это своими силами, без помощи экспертов. Первый вариант концепции получился настолько провальным, что он даже не дошел до обсуждения в городской думе.
В конце прошлого года тот же Козлов принял решение повысить стоимость проезда в электротранспорте. Но это не помогло решить проблему, потому что у трамваев сразу упал пассажиропоток.
В марте прошло очередное заседание по проблемам городского транспорта. Козлов представил на нем отчет о своей работе и предложил отказаться от льгот, чтобы муниципальные транспортные компании смогли выручить побольше денег. В ответ на это депутаты обратились к мэру Челябинска с просьбой отстранить Козлова от должности начальника управления транспорта.
31
С троллейбусами ситуация не намного лучше. Четыре года назад на посту "сити-менеджера" Челябинска работал ненавистник троллейбусов Сергей Давыдов. Он везде заявлял, что это убыточный и медлительный транспорт, пережиток социализма: «Троллейбусы неповоротливые, ездят медленно, опаздывают, поэтому ими практически не пользуются. К тому же троллейбусный парк износился на 90%. Нет смысла закупать новые машины. Постепенно заменим троллейбусные маршруты автобусами».
Естественно, подобные заявления вызвали бурю критики и насмешек, но Давыдова было не остановить. В ответ на протесты он заявил следующее: «Ни в одной стране мира троллейбусного движения нет. Есть автобусы и трамваи. Они и развиваются». Реакция на его слова была такой, что он больше никогда публично не возвращался к этой теме. Но закупать для города новые автобусы он все-таки продолжил.
Сейчас открытых разговоров о ликвидации троллейбусного движения никто не ведет. Но учитывая ситуацию с полумиллиардным долгом, такой исход не исключают. Троллейбусы действительно малоэффективны из-за изношенности контактной сети и перебоев с подачей электричества. «Челябэнергосбыт» называет троллейбусное предприятие злостным неплательщиком и периодически обрубает ему подачу энергии.
Экономить на троллейбусах власти пытаются очень давно. В 2011–2012 годах они закрыли два троллейбусных депо. Потом они решили оптимизировать работу троллейбусной системы, начали сокращать сотрудников и отдавать часть работ (по ремонту подвижного состава, например) частным организациям. Транспортники писали открытые письма с выражением протеста, но на ситуацию это никак не повлияло.
12
Еще в Челябинске зачем-то строят метро. Я так и не понял, зачем. Челябинский метрополитен начали проектировать ещё в 60-е, а приступили к строительству уже после распада СССР, в 1992-м. Это почти такой же знаменитый долгострой, как метрополитен Омска, за тем лишь исключением, что в Челябинске построили не одну станцию, а полторы.
Прелесть этой истории не только в поражающих воображение темпах строительства. Дело ещё и в том, что первый «пусковой участок» метро, о котором обычно говорят официальные лица, утвердили в конце 80-х. Он включает в себя 4 станции, электродепо и перегоны между ними.
За четверть века в городе наверняка уже 10 раз изменились транспортные и пассажирские потоки. Но эту проблему, судя по всему, никто не исследовал. От первоначального плана челябинские власти не отошли ни на шаг, хотя открытием метро тут пока и не пахнет.
В 2011 году, наконец, построили первую станцию, «Комсомольскую площадь». Сейчас, как пишут местные СМИ, она готова в «черновой отделке». Следующая на очереди — «Торговый центр», но её сдадут не раньше 2019 года. Две другие станции первого участка, «Площадь Революции» и «Проспект Победы», пока существуют лишь на планах и схемах.
С 1992 года прокладка тоннелей останавливалась бессчётное количество раз из-за недостатка финансирования. В 2010 году проект даже хотели законсервировать, но в итоге предпочли тактику медленного строительства. Без воровства тоже не обошлось. Где-то подрядчики и субподрядчики открыто прокололись на поставках оборудования, и ими заинтересовалась ФСБ, в другой истории речь шла о неэффективном использовании бюджетных средств.
Общее мнение среди чиновников таково, что хотя бы первый отрезок надо довести до ума, потому что слишком уж много денег, времени и сил на него ушло. Дней десять назад на челябинское метро приезжал посмотреть губернатор, который тоже сказал, что метро надо достраивать.
«У проекта челябинского метрополитена в свое время было поровну сторонников и противников. Сегодня уже не обсуждается вопрос его целесообразности. Проект находится в той стадии, когда нужно двигаться только вперед», - сказал Борис Дубровский. Он предложил искать инвесторов на основе частно-государственного партнёрства. Скорее всего, привлекать частных инвесторов к строительству метро разрешит новый федеральный закон о метрополитене, но он пока не принят.
По последним оценкам, на строительство «первого пускового участка» требуется как минимум 57 млрд рублей. Как и в случае с Омском, можно было бы предложить городским и региональным властям перестать закапывать деньги под землю и развивать наземный электротранспорт (особенно если они действительно намерены выбить эти миллиарды из федерального бюджета или получить от инвесторов). Но, похоже, все хотят скорее достроить эту несчастную ветку и забыть о ней как о кошмарном сне.
Если бы столько денег не закапывали в метро, можно было бы сделать хорошую современную систему скоростного трамвая. Но деньги закопали.
Думаю, мэр города должен выйти и признать поражение. Метро закопать. На построенной станции сделать музей градостроительных ошибок.
20
50
С начала прошлого года на челябинских дорогах начали устанавливать камеры видеонаблюдения, для того чтобы фиксировать нарушения ПДД. За первые семь месяцев работы они отсняли около 320 тысяч нарушений. Если посчитать, что минимальный штраф составляет 500 рублей, то выходит, что на новых камерах ГИБДД заработало больше 175 миллионов рублей.
Для той же цели используются частные камеры. Они фиксируют не только нарушения скоростного режима и выезд на встречку, но и непропуск пешеходов на переходе или проезд за стоп-линию. Тех денег, которые дорожная инспекция выручает на штрафах, вполне хватает, чтобы платить владельцам камер за отснятые материалы.
10