Многие взрослые, вспоминая изучение английского в школе, жалуются, что их плохо учили, ведь теперь они даже простые фразы не могут сказать при регистрации в отеле или знакомстве с иностранцем. Связано ли это с нашей системой образования, основанной на грамматико-переводном подходе, или с тем, что они сами в школьном возрасте плохо выполняли задания своих учителей?
Да, многие задания были направлены на механическую отработку навыка, но, если вы работали учителем в школе, то знаете, что объем материала очень большой для многих учеников общеобразовательной школы, поэтому значительную часть времени преподавателю приходится тратить на введение и отработку материала. На беглую речь почти не остается времени, только чуть-чуть в начале и конце урока. Звенит звонок. Монологи и диалоги ученики составляют дома на основе ГДЗ, а на следующий день в школе говорят, что не могут ответить без тетради или вообще не успели сделать домашнее задание, потому что готовились к контрольной по математике. Учитель вздыхает и переходит к новой теме, так как учебный план не ждет, до конца триместра нужно пройти еще пять объемных тем плюс написать несколько проверочных и контрольных работ.
Первая причина проблемы развития беглой речи у школьников — временное ограничение, которое диктует программа и учебник.
Есть ли другие причины, и как их устранить?
- Неуверенность. Это даже не страх ошибок, ребенок просто убежден, что у него не получится. На уроке происходит “круговая порука”: один встает и молчит, никто не поднимает руку. Учитель понимает, что нужно помочь, пишет шаблон для высказывания на доске. Все составляют формальные предложения. Коммуникативное задание превращается в подстановочный drill — механическое упражнение на автоматизацию навыка. Бороться с этим можно при помощи отвлечения. Самое простое - перевести акцент с “составим диалог” на “узнаем больше друг о друге”. Используйте упражнения по типу “information gap” и “mingling”.
- Методически неверная структура занятия. К сожалению, не всегда у учителей есть желание и возможность продумать план урока. “В начале повторим слова с предыдущего урока, потом проверим домашнее задание — чтение и перевод текста. О, вот интересное упражнение на составление диалога. Да, это мы и проведем в конце урока, если хватит времени,” — примерно такой диалог может звучать в голове у учителя. Надеемся, вы следуете рекомендациям по проведению уроков от авторов УМК или хотя бы соблюдаете структуру: введение-отработка-вывод в речь. Часто маленьким ученикам просто не хватает механической отработки для свободного употребления новой лексики и грамматики в речи. Отсюда и появляется неуверенность, которая становится со временем постоянной.
- Неорганизованность учащихся. Учитывая предыдущие пункты, нужно понимать, что не вся ответственность за слаборазвитый навык говорения у школьников ложится на учителей и программу. Дети часто относятся к уроку английского языка как к второстепенному, далеко в ряду после русского, математики, литературы и окружающего мира. Мы же знаем, что изучение языка — это постоянный труд. Так и получается, что ученик отводит повторению слов и грамматики дома недостаточно времени, каждый раз надеясь, что “обойдется”, что учитель “поймет и простит”. Ведь задание такое сложное, а у него мама даже не может помочь: она изучала немецкий в школе.
Как исправить? Быть последовательными. Естественно, задавайте домашнее задание на основе материала, уже отработанного на уроке, планируйте нагрузку в соответствии с возрастом учеников. Однако, если вы задаете — требуйте выполнения, говорите с родителями о важности этой работы, проверяйте и справедливо оценивайте. Дети впоследствии будут вспоминать строго учителя с благодарностью. Они старались на уроках, дома при подготовке и получили хороший результат. Постепенно ваши ученики привыкнут к нагрузке. Навык учения тоже перейдет на более высокую ступень: на запоминание слов и текстов будет тратиться все меньше и меньше времени, а подготовить монолог/диалог они смогут спонтанно на уроке.
- “Медвежья услуга” родителей. Их можно понять, ребенок еще небольшой в начальной школе, поэтому мама и/или папа просто хотят помочь. “Машенька уже устала, сделаю этот проект за нее”. В результате учитель получает красиво оформленный плакат для стенда, ребенок - пятерку, а вот цель задания — систематизация материала, создание основы для устного высказывания — не достигается, точнее, ее выполняет другой человек.
Что делать учителю? Сразу определить, что важно в данном задании — развитие языковых навыков или творческое оформление и формирование мотивации к изучению английского языка. Часто проект в конце главы дается с шаблоном, по которому нужно написать сочинение или составить монолог. Подготовьте учеников к выполнению задания на уроке, пройдите все этапы, работая фронтально с классом. Пусть ребята разберутся во всех деталях вместе с вами, а дома просто оформят. Не страшно, если родители в этом помогут. На уроке дайте им возможность презентовать эти проекты в мини группах или перед классом. Используйте peer correction — дайте другим ребятам критерии для оценки одноклассника. Используйте проекты в дальнейшей работе по развитию речи. Например, дайте ученикам возможность обменяться материалами и рассказать о их содержании.
- Отсутствие коммуникативной цели у заданий. Это опять проблема подготовки к уроку. Важно определить, для чего нужно каждое задание. Отработка вопросов? Прекрасно! Пусть дети задают их вам или друг другу, а не просто составляют по цепочке. Рассказ о себе? Замечательно! Поиграйте, отгадывая одноклассника по описанию. Не нужно превращать все в скучную подстановку слов из предыдущего упражнения. Включите взаимодействие, и урок заиграет новыми красками. Возникающие проблемы с дисциплиной решайте своевременно, потом ребята привыкнут, и даже mingling — опрос с передвижениями по классу, будет проходить в установленных рамках.
Это основные моменты, которые влияют на развитие беглой речи у школьников.
Поделитесь в комментариях, как вы решаете эти “проблемы”.
Олеся Щербакова