Приветствую всех моих читателей, и кто зашёл на мой канал. Сегодня поговорим о гражданской войне в одном взятом населенном пункте.
Глубокий след в истории села оставили события Великой Октябрьская социалистическая революция и Гражданской войны. Уже не осталось свидетелей тех событий, лишь из сохранившихся записей и передачи из уст в уста, можно воспроизвести исторические события. Вот что пишет Верхотуров И.Н. в своей книге: «в августе 1919 года в Великопетровку пришёл 131 стрелковый полк под командованием Николая Дмитриевича Каширина, который наступал со стороны села Татищево». Начался ожесточённый бой и продолжался несколько часов. Станичники (белоказаки) встали на защиту своего села, заняли оборону со стороны улицы Набережная. У «красных» имелись пушки, и ближе к обеду они сломили сопротивление белоказаков и вошли в село.
Из воспоминаний Николая Васильевича Шапошникова (1910г.р.- ?) – «Мне лет 9 было, одни стреляли с Маяшниной горы, одни с каменной горы. А, мы – мальчишки напугались, забежали во двор и спрятались за ворота. Пули попадали в ворота». Прошло много лет с той далёкой войны, на дворе у Шапошниковых до сих пор лежат старые деревянные ворота со следами от пуль. А на футбольном поле (за рекой) сохранились окопы, до 1980 - х годов прошлого столетия мы, школьниками играли там в «войну».
Подробнее об этих событиях описывается в книгах Людмилы Новожиловой. Кого заинтересовала эта тема, могут в сельской библиотеке ознакомиться с её трудами.
О событиях гражданской войны
Гражданская война, наступления и отступления белых и красных, смела белоказаков вниз по Уралу до самого Гурьева. Великопетровские белоказаки под командованием полковника Разумника Петровича Степанова (08.07.1889г. - 20.08.1933г.) действовали чётко, обеспечивая отход основных частей А.И. Дутова на восток, следую в арьергарде. Под ружье были поставлены все, способные носить оружие.
В боях с Красной армией 5 января 1920 года погиб наш двоюродный дедушка Георгий Павлович Сибирчиков. Он входил в состав I Оренбургского казачьего корпуса. В семье его называли просто, по-домашнему, Гришка. В советское время опасались произносить слово «белоказак». В нашей семье Георгия Павловича помнили всегда. Он погиб молодым, не успел обзавестись семьей. У него в станице осталась невеста Шапошникова Аграфена Яковлевна, которую мы звали баба Груня и считали близкой родственницей.
Отрывок из газеты «Природа и люди» № 7 за 1916 год, не оставил меня равнодушной к событиям тех лет и затронул до глубины души: «Целая книга жизни, книга подвигов, геройства, крови и ужаса, мудрости и безумия. Целая книга, которую не напишешь во век, которую не расскажешь точно и верно никакими человеческими словами, потому что слишком огромно то страшное дело, которое зовется войной, слишком не по - человечески переплетаются в ней добро и зло, смерть и жизнь, – чтобы можно было рассказать о нем верными, настоящими словами…».
Из воспоминаний
Последнего атамана Велико-Петровской станицы Белышева Степана Васильевича в возрасте 53 лет, расстреляли за рекой, у большого тополя. Бабушка помнила, как его вели на расстрел: «атаман шел в белой одежде, босиком, чуб развевался на ветру. У него руки были связаны за спиной. А за ним шли 3 военных с винтовками, на шапках звезда и красная лента». Из рассказа бабушки, мне врезалось в память фраза: «чуб развевался на ветру». Действительно, чуб казака, – это не просто элемент казацкого образа, это целая легенда. Только зрелые казаки, которые успели «понюхать пороха», имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. Чуб носили за левым ухом, так как по суеверным традициям считалось, что справа у человека находится ангел (добро), а слева черт (зло). Чуб обращён к левой стороне, как знак удалого храброго казака. В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.
Тот самый тополь.
Судьбы казачьи
Красноармейцы при освобождении села от белоказаков понесли большие потери. Маяшная гора была усеяна трупами. Для сбора трупов снарядили две подводы, одной управлял Фирсов Николай Васильевич, из его уст остались данные об этом событии. Всех, как говорят в селе и «красных» и «белых» похоронили на кладбище в одной братской могиле. Страшная была битва, воевали «за народную власть со своим же народом».
До 1976 года в день 9 мая ученики Великопетровской школы во главе с учителем истории Верхотуровым Иваном Николаевичем вереницей шли к кладбищу, к братской могиле, почтить память всех погибших в годы революции и Гражданской войны.
Судьбы казачьих офицеров, оставшихся в советской России, сложились трагично. Практически все они были репрессированы в 1930-е годы.
Острой финкой процарапан
Серый камень у пруда:
«Иванов.
Погиб в 20-м».
Имя.
Дата.
И звезда.
Надевал сапог кирзовый,
Жинка плакала навзрыд.
Царь сказал:
– Мобилизован.
Мир откликнулся:
– Забрит.
...То за «красных»,
То за «белых»,
То пешком, то на коне.
То отважный, то несмелый.
Шел с винтовкой по войне...
И без ненависти всякой,
Возле этого пруда
Шел в обычную атаку
Вот отсюда...
Вон туда...
Как уходили первые солдаты:
навстречу дыму, горю и врагу,
они шагали зло и виновато
сквозь «Не хочу» и через «Не могу».
В кулак собрав оставшиеся силы,
они шагали, плача и грозя,
и вырастали новые могилы,
и погибали старые друзья.
По всей земле тяжелое сплетенье
дорог и судеб, судеб и дорог...
Когда ослабло мира притяженье,
они ушли на всполохи тревог.
Где шли они – там грозно встали травы,
на землю пала светлая роса.
О них скорбят нерусские дубравы
и смертно плачут русские леса.
Вдоль всех дорог, народов и наречий,
сквозь грозных лет обугленный каркас,
идут сегодня души человечьи
с глазами, провалившимися в нас.
В. Чурилин*
*Владимир Чурилин (1955 г. – 2000 г.) – поэт - магнитогорец. При жизни ему не удалось издать ни одной книги, хотя публиковался он много в периодических изданиях, коллективных сборниках и центральной прессе. После смерти поэта родные, близкие и коллеги помогли издать объемный том его произведений «Слишком медленно движется время».
Мне очень приятно, что я с Чурилиным Владимиром была знакома, но об этом позже.
16 августа 2014 года в селе Великопетровка открыли памятник казакам-героям Первой Мировой войны
Благодарю профессионального учителя истории Новожилову Людмилу Александровну, краеведа Ярошецкого Александра Борисовича. По предоставленным ими информацией, удалось уточнить даты некоторых событий из истории села, семьи.
Дорогие друзья, подписывайтесь на канал. Ставьте лайки и комментируйте. С вашей помощью канал заиграет новыми красками истории нашего села. Вместе будет интересно и познавательно.