Найти тему
Лавка старины

Забытая старинная посуда и ее названия. Проверка эрудиции

Оглавление

Среди произведений русского народного искусства особое место занимает посуда, и главным образом деревянная. Традиции ее изготовления складывались на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт целого ряда поколений русских мастеров-посудников — ложкарей, ковшечников, судописцев, бочаров, олифленников, токарей.

Наиболее архаичная форма русской деревянной посуды — долблено-резаная — отличалась лаконичностью, монументальностью и массивностью. В ее суровом, «холодном» облике как бы отражались основные черты русского характера: неторопливость, мужественность, хладнокровие, поэтичность, основательность.

Деревянная долбленая миска, Россия, нач. 20 в.
Деревянная долбленая миска, Россия, нач. 20 в.

Процесс изготовления долбленной деревянной посуды был изначально процессом творчества: деревенский мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию не только практичной, но и красивой, изящной вещи, то есть как бы наделял его второй жизнью, вкладывая в работу частичку своей души.

Старинный деревянный ушат, Россия, нач. 20 в.
Старинный деревянный ушат, Россия, нач. 20 в.

Русскую посуду можно разделять по её назначению:

  • для воды (кадка, ушат, ведро, черпуха, лохань, шайка, рукомой);
  • для выпечки и хранения хлеба (квашня-дежа, ночва-сельница, чашка хлебопечная, масленка, каравайница);
  • для молочного хозяйства (подойник, крынка, махотка, сырница, маслобойка);
  • для приготовления пищи в печи (уполовник, ступка, калгушка);
  • для стола (ставец, чашка-миска, ложка, солоница, блюдо, пирожница);
  • для домашних напитков (скобкарь, ковш-черпак, братина, ендова, чарка, стакан, жбан, кружка с крышкой);
  • для хранения запасов зерна, муки и соли (кадка, солоница-горлатка, кувшин).
Подойник, дерево, Россия, нач. 20 в.
Подойник, дерево, Россия, нач. 20 в.

Посуда для братания

Одной из древнейших форм русской деревянной посуды является скобкарь — большой ладьевидный ковш с двумя рукоятями, родиной которого, без сомнения, является Вологодчина. Среди всех предметов долблено-резаной посуды скобкарь, безусловно, занимал, первое место. Его обносили вокруг стола, а водруженный на столе, торжественно возвышался среди другой посуды, являясь ее декоративным центром.

Скобкарь, дерево, Северная Двина, 19 в.
Скобкарь, дерево, Северная Двина, 19 в.

Использовался скобкарь во время коллективных трапез — «братчин» или «канунов», несших в себе ярко выраженные языческие черты. Черпая пиво или брагу из скобкаря, русский крестьянин как бы «братался» со своими односельчанами, приобщаясь к древнему ритуальному действу. Братчины обычно устраивались на большие праздники.

Активно использовался на братчинах и еще один древнерусский сосуд, название которого говорит само за себя — братина. В нем во время коллективных трапез разносили пиво на всю «братию». Первое письменное упоминание о братине относится к 1521 году, однако по древности своей она явно не уступает скобкарю и восходит к далеким и таинственным языческим временам.

Старинный комплект с братиной, фаянс, Россия, 1911 год
Старинный комплект с братиной, фаянс, Россия, 1911 год

Форма братины оказалась настолько популярной, что ее стали воспроизводить в золоте, серебре, керамике. В княжеском и царском быту золотые и серебряные братины украшались богатыми узорами и употреблялись для питья заздравных чаш. В крестьянской среде бытовали преимущественно деревянные долбленые и точеные братины, украшенные резьбой и росписью. Медными же братинами пользовались, в основном, зажиточные крестьяне-торговцы.

Братина, фарфор, завод братьев Корниловых, Россия, 19 в.
Братина, фарфор, завод братьев Корниловых, Россия, 19 в.

Для выноса и разлива хмельных напитков использовался еще один древнерусский деревянный сосуд, получивший особое распространение на Русском Севере — ендова. По своей форме ендова напоминала братину, но имела небольшой носик для слива в виде желобка, а в отдельных случаях и рукоятку в форме лопасти.

Старинная русская ендова, медь, Россия, к. 19 в.
Старинная русская ендова, медь, Россия, к. 19 в.

Будучи праздничной посудой, ендова украшалась с особой тщательностью: мастера-посудники покрывали ее плоскорельефной и выемчатой резьбой, опоясывали затейливым орнаментом и старательно расписывали как снаружи, так и внутри. Особенно нарядными были северодвинские ендовы, расписанные мастерами из Шемогорья.

Предмет для трапезы и для обрядов

В домашнем быту русских крестьян особым почетом и уважением пользовалась деревянная солоница или солонка, говоря современным языком, занимавшая на любом столе центральное место. Зачастую солоницы вырезались из целого куска дерева в форме уточки, лебедя, петуха, конька, барана.

Старинная деревянная солонка в русском стиле с металлической крышечкой, 1920-30 гг.
Старинная деревянная солонка в русском стиле с металлической крышечкой, 1920-30 гг.

В Поволжье бытовала оригинальная форма солоницы в виде кресла или роскошного трона с высокой резной спинкой. Сиденье такого трона обычно служило крышкой, а спинка — ручкой.

Антикварная фаянсовая солонка-трон в русском стиле, Тов-во М. С. Кузнецова, к. 19 в.
Антикварная фаянсовая солонка-трон в русском стиле, Тов-во М. С. Кузнецова, к. 19 в.

Вместе с другой утварью нарядная солоница обязательно входила в состав девичьего приданого: переезжая в дом мужа, девушка везла ее туда как часть своего «дома». Использовалась солоница также и в девичьих гаданиях о замужестве. В Костромской губернии девушки на Рождество лепили из снега множество кучек, в одну из которых зарывали солонку: «кто толкнет кучку с солонкой — та замуж и выйдет». В знаменитом обряде встречания хлебом-солью солоница всегда занимала «почетное» место. Ритуальные функции солоницы в первую очередь связывались с самой солью, которая повсеместно использовалась как оберег, средство от порчи, активно применялась в свадебных, родинно-крестинных обрядах, а также в народной медицине.

Ложка в русских приметах

«А как же ложки?», — спросите вы. Ложки также были одним из главных столовых предметов, которые начали выделывать из дерева еще в глубочайшей древности. В русской обрядовой традиции ложка выступала в качестве символа живого или умершего члена семьи. Пользоваться чужими ложками в крестьянской среде было не принято, поэтому их помечали: мужские зачастую отличались от женских, а детские от взрослых.

Старинная расписная ложка для ухи в русском стиле, дерево, Абрамцево, к. 19 в.
Старинная расписная ложка для ухи в русском стиле, дерево, Абрамцево, к. 19 в.

В поминальные дни ложки вместе с едой оставляли на столе до утра, чтобы «и умершие души поели». Перед приемом пищи ложки обычно клали выемкой кверху, после же трапезы переворачивали. С ложкой был связан ряд примет и поверий: «ложка упала — к гостье», «лишняя ложка на столе — быть гостю», «видеть ложку во сне — к сытости», «стучать ложками за столом — к ссоре». Многие из этих примет дошли и до наших дней.

Большое спасибо, что прочли статью до конца! Поддержите статью лайком и подпиской на канал «Лавка старины»! Мы будем стараться, чтобы наши статьи были вам интересны!