Казанская икона Божьей Матери. В музее хранится одна из копий (списков) очень почитаемой в России Казанской иконы Божьей Матери конца 18 – начала 19 вв. Изображены по краям иконы казанские святители Гурий и Варсонофий. К иконе прилагаются подвесная пелена – ткань прямоугольной формы, которая подвешивалась под икону и имела изображение аналогичного сюжета или вышитый крест. Пелена к иконе - более ранняя и сделана на основе подлинной иконы. Выполнена в технике лицевого шитья. В музее бережно хранится и книга «Служба явлению Казанской иконе Божьей Матери», где излагается «Сказание о явлении Казанской иконы в граде Казани». Это очень редкая книга – сборник конца 16 века, сделанная по заказу митрополита Гермогена, который впоследствии стал Патриархом России. Он сам был свидетелем чудесного обретения иконы в 1579 году. Часть книги – рукописная, а другая – печатная. Печатали в типографии в Казани или Свияжске. Есть версия, что это был второй город в России, где возникло после Москвы книгопечатание. На месте обретения чудотворной иконы был построен Казанский Богородицкий женский монастырь, который до 1917 года был одним из красивейших монастырей и паломническим центром России. Сохранилось изображение старого монастыря, который был разрушен большевиками. Сейчас монастырь возвращён верующим. Здесь воссоздается и Богородицкий собор. Тверское Евангелие 1478 года. Одна из древних рукописных книг Национального музея РТ. Из библиотеки Благовещенского собора Казанского Кремля. Привёз эту книгу в Казань епископ Гурий, который был из Тверской епархии. Он был прислан Иваном Грозным для выполнения миссионерских целей. Гурий стал первым архиепископом Казанским, руководителем, созданной в 1555 году Казанской епархии. А Варсонофий был назначен архимандритом Спасо – Преображенского монастыря, основанного в Кремле. Тверское Евангелие 1478 года – интересный памятник древнерусского письменного искусства. Пока ещё малоизученный. Евангелие написано красивым полууставом и содержит 322 листа. Рукопись украшена 4 – цветными миниатюрами евангелистов, переплёт обтянут бархатом и имеет серебряные застёжки. Евангелие напрестольное 1682 года. Тоже из ризницы Благовещенского собора Казанского Кремля. Книга большого формата, в роскошной обложке, с металлическими застёжками. Напечатанная в Московском Печатном дворе. Подарок Патриарха Адриана главному казанскому храму (Адриан в своё время был Казанским и Свияжским митрополитом. Основал в Казани Кизический монастырь). Переплёт Евангелии сделан в золотом чеканном окладе. Украшена 284 алмазами, 268 изумрудами, 234 рубинами и 5 эмалевыми иконами. Острожская Библия Ивана Фёдорова. Первая русская печатная Библия на церковнославянском языке (напечатана кириллическим шрифтом). Вышла в городе Острог в 1581 году. Напечатана русским первопечатником Иваном Фёдоровым. Послужила оригиналом и образцом для дальнейших русских изданий Библии. В своё время сыграла большую роль для православного образования, которое было вынуждено противостоять сильному католическому давлению на Украине и в Белоруссии. Книга широко известная на Украине, в России и Белоруссии, а также в других странах. Она хранится в Оксфордской библиотеке. На сегодняшний день из 1000 экземпляров этой книги сохранилось полностью или частично лишь около 350 книг. Один экземпляр этой уникальной и редкой книги, сохранённой старообрядцами, хранится в Национальном музее РТ. Облачение монаха – схимника. Монах – схимник даёт клятву (обет), берёт на себя великую схиму (великий ангельский образ). Он изменяет своё имя, начинает новую жизнь, полностью отчуждая себя от мира и всего мирского для соединения с Богом. Носит особую чёрную одежду с остроконечной шапочкой с изображением белых крестов и Голгофы – места распятия Иисуса с черепом Адама – первого человека на Земле. Распятый Христос взял на себя грех Адама и через Воскрешение открыл христианам путь в Царствие Небесное. В прежние времена они даже носили цепи, себя подвергали разным испытаниям и ограничениям. В монастырях монахи – схимники полностью посвящают себя молитвам, ведут особо строгую аскетическую жизнь. Живут отдельно от остальной монастырской братии. Их почитают верующие как благочестивых старцев, которые обладают особо сильными молитвами и могущие оказать особенную помощь. При их молитве Бог милует людей. Облачения. Православные священники носят особые одежды, которые обязательны при богослужении. Одежда (облачения) могут быть в полном и неполном виде, повседневная или праздничная. Богослужебные облачения бывают 7 разных цветов в зависимости от празднования, совершаемого в данный день. Для священника полным облачением является подрясник, поясок, подрясник, поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест, а также награды – набедренник, камилавка, палица, крест с украшениями, митра. Каждый элемент одежды несёт определённый смысл. По окончании богослужения облачения снимаются и хранятся в храме Правящий архиерей носит Панагию и посох символы духовной власти. Плащаница 16 века. Плащаница - это ткань, на которой вышито изображение композиции «Положение во гроб» или «Оплакивание Христа». Она хранится в алтаре православного храма и символизирует гроб Господень. Ее выносят в храм в Великую Пятницу и все верующие поклоняются ей до Пасхи, Воскресения Христова Плащаница из Кафедрального Благовещенского собора Казанского Кремля и попала в музей, когда этот храм был отобран у верующих, а его ценности были разграблены или (на их счастье) переданы музею. Это уникальный памятник лицевого шитья, имеющий большую духовную, художественную и историческую ценность. Вышивка выполнена разноцветными шёлками с небольшим применением золотой и серебряной нити. Вышивала красиво и умело плащаницу жена Юрия Ивановича Темкина – Ростовского, боярина и казанского воеводы, Татьяна Андреевна Темкина (дочь князя Голенища, одного из обедневших ростовских князей). Плащаница была коллективным вкладом представителей верхушки казанского общества – Михайло Лыкова – одного из казанских воевод и Кузьмы Фёдорова – дьяка, важной фигуры в воеводской администрации. Многие предметы, представленные на выставке, были спасены музейными сотрудниками от гибели в период массового закрытия и разрушения храмов и сохранены для будущих поколений российского общества. Сейчас активно ведется реставрация Гостинодворской Никольской церкви, где планируется размещение православных экспонатов.Сама церковь будет действующей..
Мы и культура! История Татарстана в музейных раритетах. Православные реликвии.
29 апреля 202029 апр 2020
20
5 мин