Части первая, вторая, третья, четвёртая
В том же 1872 году впервые взлетел в небо блимп "Aeolus" ("Эол") который построил в Моравии майнцкий инженер Пауль Хенляйн. Модель дирижабля Хенляйна была наиболее современной и технически самой передовой на тот момент. Точных размеров никто не знает, есть лишь ссылки на похожесть его на ту или иную конструкцию, из которой и делались выводы, а так же данные объёма, но есть замечательная фотография из которой можно рассчитать относительно точные размеры.
Блимп Хенляйна имел в длину ~45 метров и ~8,1 метра в диаметре. Баллон из прорезиненной изнутри ткани с лакировкой снаружи, имел веретенообразную форму, признанную наиболее аэродинамичной для дирижаблей, объёмом 1.869 м3 (при таком объёме полезная нагрузка была ~690 кг), и оснащался предохранительной системой перепускных клапанов. Гондола имела открытую лёгкую рамную конструкцию из металлических трубок и сосновых реек, она была прочной и довольно просторной, её длина составляла ~6 метров. Ещё одной особенностью гондолы было то что внизу были смонтированы складывающиеся амортизирующие элементы оригинальной конструкции.
Внутри баллона располагался баллонет объёмом 483 м3 заполненный... светильным газом. Зачем? А дело в том что это была первая модель дирижабля которая приводилась в движение газогенераторным двигателем Ленуара созданным ещё в 1860 году. Газогенераторный двигатель Ленуара имел мощность 3,6 л.с. (2,7 kW) при весе 233 кг, раскручивавший 4-х-лопастной деревянный толкающий винт диаметром 4,5 метра со скоростью 40 оборотов в минуту. Этого было достаточно чтобы дирижабль развил невиданную доселе скорость 18 км/ч! Но так как 4-х цилиндровая машина потребляла в среднем 6,9 м3 газа в час, Пауль Хенляйн принял соломоново решение закачивать газ имеющий плотность равную плотности воздуха в баллонет, расположенный в теле основного баллона, а по мере расходования газа в баллонете - докачивать в баллон воздух. Такая вот хитрая и продуманная конструкция была.
Единственной ошибкой здесь было первоначальное использование деревянного толкающего винта. Пропеллер весом 458 килограмм сводил на нет все преимущества, и создавал сильную вибрацию в конструкции, поэтому от него следовало отказаться. Сам двигатель и система питания были в принципе очень прогрессивны, даже система воспламенения была электрической! Не трудно посчитать, что при нормальном рамном пропеллере крытом лакированной парусиной, этот дирижабль мог в автономном режиме с командой из 6 аэронавтов автономно находиться в воздухе почти трое суток, покрывая за это время более тысячи километров...