Найти тему
СКАНКПАНК

Дирижабли СКАНКПАНКа. 5.

blimp ''Aeolus'' Paul Haenlein 1872
blimp ''Aeolus'' Paul Haenlein 1872

Части первая, вторая, третья, четвёртая

В том же 1872 году впервые взлетел в небо блимп "Aeolus" ("Эол") который построил в Моравии майнцкий инженер Пауль Хенляйн. Модель дирижабля Хенляйна была наиболее современной и технически самой передовой на тот момент. Точных размеров никто не знает, есть лишь ссылки на похожесть его на ту или иную конструкцию, из которой и делались выводы, а так же данные объёма, но есть замечательная фотография из которой можно рассчитать относительно точные размеры.

''Aeolus'' blimp Paul Haenlein 1872
''Aeolus'' blimp Paul Haenlein 1872

Блимп Хенляйна имел в длину ~45 метров и ~8,1 метра в диаметре. Баллон из прорезиненной изнутри ткани с лакировкой снаружи, имел веретенообразную форму, признанную наиболее аэродинамичной для дирижаблей, объёмом 1.869 м3 (при таком объёме полезная нагрузка была ~690 кг), и оснащался предохранительной системой перепускных клапанов. Гондола имела открытую лёгкую рамную конструкцию из металлических трубок и сосновых реек, она была прочной и довольно просторной, её длина составляла ~6 метров. Ещё одной особенностью гондолы было то что внизу были смонтированы складывающиеся амортизирующие элементы оригинальной конструкции.

Paul Haenlein
Paul Haenlein

Внутри баллона располагался баллонет объёмом 483 м3 заполненный... светильным газом. Зачем? А дело в том что это была первая модель дирижабля которая приводилась в движение газогенераторным двигателем Ленуара созданным ещё в 1860 году. Газогенераторный двигатель Ленуара имел мощность 3,6 л.с. (2,7 kW) при весе 233 кг, раскручивавший 4-х-лопастной деревянный толкающий винт диаметром 4,5 метра со скоростью 40 оборотов в минуту. Этого было достаточно чтобы дирижабль развил невиданную доселе скорость 18 км/ч! Но так как 4-х цилиндровая машина потребляла в среднем 6,9 м3 газа в час, Пауль Хенляйн принял соломоново решение закачивать газ имеющий плотность равную плотности воздуха в баллонет, расположенный в теле основного баллона, а по мере расходования газа в баллонете - докачивать в баллон воздух. Такая вот хитрая и продуманная конструкция была.

Газовый двигатель Ленуара 2,7kW работающий на светильном газе.
Газовый двигатель Ленуара 2,7kW работающий на светильном газе.

Единственной ошибкой здесь было первоначальное использование деревянного толкающего винта. Пропеллер весом 458 килограмм сводил на нет все преимущества, и создавал сильную вибрацию в конструкции, поэтому от него следовало отказаться. Сам двигатель и система питания были в принципе очень прогрессивны, даже система воспламенения была электрической! Не трудно посчитать, что при нормальном рамном пропеллере крытом лакированной парусиной, этот дирижабль мог в автономном режиме с командой из 6 аэронавтов автономно находиться в воздухе почти трое суток, покрывая за это время более тысячи километров... 

Продолжение