Продолжаем виртуальный тур по книжным собраниям из фонда главной библиотеки Челябинской области. Этот материал посвящен невероятным «путешествиям» книги немецкого экономиста и минералога И. Г. Г. Юсти «Основание силы и благосостояния царств…» (1775), первым владельцем которой был фаворит Екатерины II генерал-адъютант А. Д. Ланской (1758–1784).
В процессе изучения коллекции «Русская книга гражданской печати XVIII в.» специалисты отдела редких книг Челябинской публичной библиотеки выявили вторую часть редкого издания И. Г. Г. Юсти «Основание силы и благосостояния царств, или Подробное начертание всех знаний касающихся до государственнаго благочиния…» (1775). Книга имеет владельческий цельнокрытый кожаный переплет. На корешке – золототисненый гравированный суперэкслибрис: монограмма «А. D. L.» (атрибутирован в 2004 г., в 2020 г. не читается (угасание позолоты). Форзац и нахзац из мраморной бумаги «павлинье перо». На форзаце наклеены три книжных знака – Императорской Эрмитажной библиотеки (иностранной и русской) и А. Д. Ланского. [1]
Книга была подготовлена к печати Собранием, старающимся о переводах иностранных книг, и напечатана в Санкт-Петербурге издательством Императорской Академии наук тиражом 600 экз. Перевел книгу на русский язык Иван Иванович Богаевский (1750 – после 1801) – переводчик Ведомостной экспедиции Императорской Академии наук. За перевод книги И. Г. Г. Юсти «Основание силы и благосостояния царств…» Богаевскому заплатили 2507 рублей.
После отъезда П. И. Богдановича на Украину он полтора года (1780 – июль 1781) редактировал «Академические известия». С 1779 г. – заведующий Ведомостной экспедицией. С 1781 г. – управляющий Академической типографией и книжной лавкой, также осуществлял надзор над всеми «письменными» делами Академической канцелярии. В 1782 г. – редактор «Санкт-Петербургских ведомостей». В 1780 г. Сенат пожаловал ему чин коллежского асессора, дающий право на потомственное дворянство.
Е. Р. Дашкова в 1783 г. намеревалась поручить ему редактирование журнала «Санкт-Петербургский Меркурий» (вышел в свет под названием «Собеседник»). В 1786 г., по просьбе графа А. А. Безбородко, Богаевский был переведен из Академии наук секретарем в Комиссию о дорогах в государстве. Однако вплоть до 1 ноября 1791 г. он по-прежнему оставался редактором «Санкт-Петербургских ведомостей», т. к. в Академии не нашлось другого «способного к тому человека». В 1792 г. получил чин надворного советника, а затем, год спустя, перешел на службу секретарем первого Департамента Сената. Последние сведения о нем относятся к 1801 г., когда он купил у Чернышевых имение под Выборгом [2].
Первым владельцем книги немецкого экономиста и минералога И. Г. Г. Юсти «Основание силы и благосостояния царств…» (1775), которой был фаворит Екатерины II генерал-адъютант А. Д. Ланской (1758–1784). Александр Дмитриевич Ланской (1758–1784) – действительный камергер (1779), генерал-поручик (1783), генерал-адъютант (1784), фаворит Екатерины II. Действительный камергер и кавалер орденов Александра Невского, Белого Орла, св. Станислава, Северной Звезды и св. Анны. Получил домашнее воспитание. Находясь при дворе, А. Д. Ланской занимался самообразованием и увлекался коллекционированием (в том числе и книг). Известно, что Екатерина II принимала самое непосредственное участие в комплектовании коллекции Ланского, делая заказы и оплачивая счета. «Ланской… усвоил себе мои вкусы. Это был юноша, которого я воспитывала», – писала императрица М. Гримму [3].
Умер А. Д. Ланской неожиданно – как раз когда Екатерина II готовилась пожаловать ему графский титул, – после пятидневной болезни. К концу жизни он владел огромным состоянием: современники оценивали его в 6–7 миллионов рублей. Перед смертью он передал обратно в казну все свое недвижимое имущество, а остальное предоставил в распоряжение императрицы, которая разделила наследство между его матерью, братом и сестрами. После смерти фаворита Екатерина II оставила себе его личную библиотеку, отдав все остальное имущество родственникам Ланского.
Библиотека А. Д. Ланского состояла из книг по истории, искусству, архитектуре.
Впоследствии экземпляр И. Г. Г. Юсти «Основание силы и благосостояния царств…» поступил в Императорскую Эрмитажную библиотеку.
Эта крупнейшая дворцовая библиотека принадлежит к числу старейших российских библиотек: основана в 1762 г. на базе личных книжных собраний императрицы Екатерины II. 27 июля 1762 г. назначен «унтербиблиотекариус» первой эрмитажной библиотеки – книг Екатерины II – А. А. Константинов (зять М. В. Ломоносова). Упорядочил и систематизировал фонд после перевода его из «личных комнат» императрицы в «верхнее жилье в новом строении с Эрмитажем» (антресоли Овального зала) назначенный в 1773 г. «регистратором» А. И. Лужков – известный переводчик, хранитель Галереи древностей, с 1789 г. почетный член Академии наук. Он же составил первый каталог библиотеки.
В 1768 г. по указу императрицы создается придворная библиотека для находящихся при высочайшем дворе чинов и ливрейных служителей (Придворнослужительская – или Русская – библиотека). Это собрание книг существовало обособленно и предназначалось для «развития вкуса» у придворнослужителей. Библиотечный фонд пополнялся в основном изданиями отечественного книжного рынка. Всем российским типографиям предписано присылать библиотеке свои издания. В XVIII в. в Русской библиотеке был свой библиотекарь из камердинеров, а для книг имелся специальный суперэкслибрис «придворная библиотека», оттискиваемый золотом на кожаных переплетах.
В последнем десятилетии XVIII в. книгохранилище императрицы наряду с ее личной библиотекой включало и ее приобретения – книжные собрания знаменитых европейских философов, просветителей и библиофилов. Так Ж. Павлова указывает: «К 90-м годам XVIII века книгохранилище Екатерины, складываясь из отдельных собраний, было построено по принципу коллекции. Оно насчитывало до 40 000 книг и состояло из семи частей: библиотеки Екатерины, маркиза Галиани, Вольтера, Дидро, Николаи, Щербатова и Петра III». [4] На протяжении всей жизни Екатерина II стремилась приобретать наиболее ценные книжные собрания.
В 1794–1795 гг. библиотека получила название Императорской Эрмитажной иностранной библиотеки. В нее входили: книжные собрания барона А. И. Корфа (1697–1766), директора Академии наук, купленные для образования цесаревича Павла I. После смерти императора Павла I книги А. И. Корфа унаследовал великий князь Константин Павлович, а впоследствии его побочный сын генерал-адъютант П. К. Александров, пожертвовавший большую часть книжного собрания Александровскому в Гельсингфорсе и Дерптскому университетам.
И. И. Зайцева полагает, что наиболее полное представление о так называемой Эрмитажной иностранной библиотеке Екатерины II (расположенной в Зимнем дворце) можно получить «благодаря сохранившейся в архиве Эрмитажа черновой описи под названием «Списки старых каталогов библиотеки императрицы Екатерины, найденных в 1804 году». [5]
Литература по гуманитарным наукам, богатый географический отдел, книги по генеалогии и геральдике, ценные рукописи, прижизненные издания классиков европейской литературы (с иллюстрациями известных художников) – таков тематико-типологический профиль комплектования книжного собрания просвещенной монархини. Купленное императрицей собрание историка, князя М. М. Щербатова (1753–1790) состояло из книг и рукописей по истории России.
После смерти Екатерины II в 1796 г. книжное собрание, согласно ее завещанию, перешло музею, в котором библиотека, вместе с так называемой «малой» Эрмитажной русской библиотекой, пройдя через ряд преобразований, стала одним из отделов музея и в настоящее время является одной из крупнейших искусствоведческих библиотек в России.
В середине XIX в. фонды Императорской Эрмитажной Русской библиотеки насчитывали свыше 10000 томов. Здесь были книги по богословию, истории, географии, медицине, педагогике, художественная литература. В то время библиотека размещалась в помещениях верхнего этажа здания Малого Эрмитажа.
В 1851 г. Николай I в Новом Эрмитаже создал своеобразный «Музеум Книги и Письма» из особо ценных изданий Эрмитажной библиотеки, в том числе экспонировалась библиотека Вольтера. В этом зале со стенами из разноцветного стюка разместились 44600 книг по богословию, философии, математическим наукам, военному искусству, истории и словесности на иностранных языках.
В 40–60-е гг. XIX в. из самостоятельного книгохранилища екатерининских времен эрмитажная библиотека становится одной из личных (4-й по счету) библиотек императора Николая I. Отведенная ей роль музейной библиотеки диктует ограничения по расширению ее книжных фондов, которые с этого времени пополняются лишь специализированной, необходимой для научной деятельности литературой по искусству, археологии, истории и нумизматике. В помощь музейным сотрудникам при отделениях Императорского Эрмитажа создавались отдельные книжные собрания.
Фондом Эрмитажной библиотеки пользовались члены императорской семьи, придворные, служители Эрмитажа. Особые ограничения коснулись правил пользования библиотек Вольтера и Дидро.
Известно, что единственным соотечественником, официально допущенным к книгам Вольтера, был А. С. Пушкин, которому разрешили искать материалы для написания истории Петра I. В 1832 г. последовало предписание министерства двора заведующему эрмитажной библиотекой Е. Е. Келеру «допустить известного сочинителя Александра Пушкина рассмотреть хранящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера». 31 июня 1837 г. министр императорского двора распорядился «без предписания высшего начальства книг из эрмитажной библиотеки никому, кроме членов императорской фамилии, не давать, а имеющим надобность в ученых изысканиях дозволить заниматься в самой библиотеке и делать нужные выписки, не дозволяя, однако, ни читать книг из Вольтеровой и Дидеротовой библиотек, ни делать из них выписки».
В 1860-х гг. часть фонда передана в Императорскую Публичную библиотеку.
1920-е гг. являются периодом нового наполнения и организации фонда, а в 1930-е гг. большая часть книг была распродана.
В 1924 г. библиотека получила собственное помещение в Южном павильоне Малого Эрмитажа.
Исследователи книжных знаков выделяют в составе Императорской Эрмитажной библиотеки несколько исторически сформировавшихся частей: русская библиотека, иностранная библиотека, библиотека картинного отделения, библиотека отделения древностей, библиотека отделения драгоценностей [6].
Живописные произведения хорошо отразили интерьеры библиотеки. В 1827 г. ученик Академии художеств А. Тыранов выполнил «Перспективный вид эрмитажной библиотеки». Позже интерьеры этих помещений запечатлели в своих акварелях Э. Гау и А. Ухтомский.
В настоящее время библиотека Эрмитажа является главной искусствоведческой библиотекой России. В ее фондах около миллиона томов. Собрание включает в себя книги ХI–ХХI вв. Это издания по искусству, архитектуре, истории, философии, географии; рукописи, инкунабулы, библиографические редкости, уникальные авторские книги.
Спустя два века завершились «путешествия» книги И. Г. Г. Юсти «Основание силы и благосостояния царств…» из личной библиотеки А. Д. Ланского. С 1938 г. этот редкий экземпляр бережно хранится в отделе редких книг главной библиотеки Челябинской области. Полное научное описание книги отражено в каталогах, которые доступны для исследователей книжной культуры.
Автор: Юлия Яхнина, зав. отделом редких книг ЧОУНБ
Примечания:
[1] Подробное книговедческое описание приведено в книге: Романовы – династия библиофилов : каталог изданий из книжных собраний представителей рода Романовых в библиотеках г. Челябинска / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, отд. ред. кн. ; авт.-сост. : Ю. С. Яхнина. – Челябинск : Челябинский Дом печати, 2013. – С. 42-43.
[2] Иван Иванович Богаевский // Дружинин П. А. Неизвестные письма русских писателей князю Александру Борисовичу Куракину (1752–1818). М. : Трутень, 2002. С. [95]–104.
[3] Письма Екатерины Второй барону Гримму // Рус. арх. 1878. Кн. 3. Вып. 9–10. С. 99.
[4] Павлова Ж. Императорская библиотека Эрмитажа, 1762–1917. [Tenafly, New Jersey] : Эрмитаж, 1988. С. 45.
[5] Зайцева И. И. Комнатная библиотека Екатерины II // Музейные библиотеки в современном обществе: Романовы и книжная культура ... С. 35.
[6] Богомолов С. И. Российский книжный знак, 1700–1918. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва. 2010. С. 942–943. ; Иваск У. Г. Описание русских книжных знаков (Экслибрис). Вып. 1. Москва. 1905. С. 141–142.