Роман Алексея Толстого «Хождение по мукам» у нас экранизировали трижды. Последняя, уже российская, экранизация вышла в 2017 году, предыдущую, поставленную Василием Ордынским, выпустили в 1977, а первой стал фильм Григория Рошаля, созданный в 1957. Все картины выходили к юбилеям революции, и даже российский сериал по какому-то стечению обстоятельств вышел в год её столетия. История создания «Хождения по мукам» 1977 года рассказана здесь, а сейчас я предлагаю поговорить о первой ленте.
В 1957 году праздновалось 40-летие революции. Страна уже оправилась после военного лихолетья, кинематографисты работали активно, и одним из подарков советским зрителям должен был стать двухсерийный фильм «Хождение по мукам». В первоначальном варианте это была экранизация первых двух частей романа с рабочим названием «Сёстры». Сценарий написал драматург Борис Чирсков, и не без помощи режиссёра Рошаля, который взялся за постановку. Конечно,
в двухсерийную ленту нельзя было вместить всех героев и все сюжетные линии, так что некоторыми событиями и персонажами пришлось пожертвовать.
Над обеими частями работали одновременно. Часть группы снимала в Москве, многие эпизоды были сняты на улицах и в Подмосковье, другие – в павильонах «Мосфильма». Вторая часть киногруппы создавала «петербургские» сцены в Ленинграде. Ради этого приходилось упрашивать жителей и туристов освободить место возле самых популярных достопримечательной – Смольного и Исаакиевского соборов. А ещё кинематографистов допустили на Балтийский завод, один из старейших в стране, работники которого сыграли немалую роль в революционных событиях. После группа отправилась доснимать эпизоды в других городах, как того требовал сюжет: в Ростов, Краснодар, Анапу.
В конце концов, лента растянулась, так что было принято решение перенести на киноэкран и третью часть романа, и фильм стал трёхсерийным.
Над советским фильмом, которому предстояло стать своеобразным памятником революции, работали профессионалы.
Сам Григорий Рошаль, работавший в кино ещё с двадцатых, был уже опытнейшим мастером с именем. Оператор Леонид Косматов тоже имел почти 40-летний опыт съёмок и был давним соратником Рошаля. Встретились они ещё в 1936 году во время работы над фильмом «Зори Парижа», и после Рошаль постоянно сотрудничал с Косматовым.
Преданным соратником режиссёра был и художник Иосиф Шпинель, также влившийся в компанию на съёмках «Зорей Парижа» и часто работавший с Рошалем.
Шпинель имел репутацию авторитетнейшего профессионала, особенно в части создания лент исторических:
на его счету были «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1946), «Повесть о настоящем человеке» (1948). За два десятка лет сотрудничества режиссёр, оператор и художник научились понимать друг друга с полуслова, поэтому работа на площадке ладилась.
Ну и нельзя от упомянуть, что музыку для картины написал Дмитрий Кабалевский, сегодня уже классик. Кабалевскому не впервой было писать музыку к фильмам, и он тоже познакомился с Рошалем всё на тех же «Зорях Парижа».
Главные роли в «Хождении по мукам» сыграла «артистическая молодёжь». Именно так охарактеризовал журнал «Советский экран» Руфину Нифонтову, Нину Веселовскую, Вадима Медведева и Николая Гриценко. Нифонтова и Веселовская были актрисами начинающими и публике неизвестными, а для Нины это вообще был дебют на киноэкране.
А вот
Медведев и Гриценко уже запомнились зрителям предыдущими ролями, так что изначально ставка делалась на них.
В других ролях появились уже именитые актёры и будущие кумиры Майя Булгакова, Нонна Мордюкова, Наталья Кустинская, Любовь Соколова, Нина Меньшикова, Владлен Давыдов, Виктор Авдюшко, Борис Андреев, Евгений Матвеев, Михаил Козаков.
Первые две серии, которыми сначала планировали ограничиваться, снимались в двух вариантах: обычном и широкоэкранном, поэтому на площадке всегда было две камеры, работавших одновременно.
Первая часть трилогии вышла, как и задумывалось, к годовщине Октября в 1957 году.
Вторая стартовала в следующем году, а последняя, снятая только в обычном формате, завершила трилогию в 1959.
Когда в семидесятые возникла идея переснять картину, «Хождение по мукам» Рошаля критиковали за урезанность. Но для тех лет, когда о многосерийных телевизионных лентах даже не думали, это было вынужденной необходимостью. И даже в сокращённом варианте фильм получился насыщенным, драматичным, эмоциональным и берущим за душу. Но для меня всё-таки Рощин – это Михаил Ножкин из фильма 1977 года, а не Николай Гриценко. А для вас?