Чем взгляд гида отличается от того, что видят туристы? Разве гид – не человек?
Конечно, человек. Но сказывается профессиональный опыт. Прежде всего, пожалуй, это большая осведомлённость. Даже если у гида по какой-то причине нет профильного образования, то его недостаток профессионал восполняет самообразованием. Библиотека постепенно наполняется книгами по истории, географии, геологии, политологии и всему смежному, что каким-либо образом касается ареала твоей работы. И это только теория; а практика? Прежде, чем привести куда-то других, своими ногами не раз проходишь по улицам, дорожкам, залам, галереям, ступеням. Вживаешься в то, что потом преподнесешь своим туристам. Долго ли коротко ли, постепенно выстраиваются перед внутренним взором связи между странами, эпохами, стилями, государственными деятелями и деятелями искусства… И вот тут взгляд меняется. И хочется поделиться своими открытиями, рассказать, показать: ну вот же, смотрите, разве вы не видите?
Спустя какое-то время так же начинаешь смотреть не только на «свой ареал», но и на локации, где оказываешься впервые. Сравниваешь другие города со своим родным не с позиции западника или славянофила, а с точки зрения организации пространства. Примечаешь детали, обобщаешь, находишь подтверждения каким-то своим догадкам или предположениям.
Вот пример. Много лет водила и российских, и зарубежных туристов по Нижнему парку Петергофа и у Монплезира, обращая их внимание на цветной кирпичный «паркет», непременно отмечала, что этот вид мощения Пётр Первый позаимствовал в любимой своей Голландии, что такие же «паркеты» можно увидеть в Амстердаме и других нидерландских городах. И только относительно недавно я, как и Пётр, отправилась в страну своей мечты и наконец-то увидела те самые кирпичики! Сделала множество фотографий, где мои кеды с цветочками попирают красно-оранжево-жёлтые набережные и тротуары Амстердама, Наардена и Заансе-Сханса. А в Новгороде уже со знанием дела называю мельницу у Юрьева монастыря «голландкой» и рассказываю, как величественно выстроились такие мельницы в ряд на берегу голландских вод. Знаете, что самое забавное? Когда после моего возвращения коллеги спросили меня: «Где была?», я с известной небрежностью ответила: «Да так, смоталась в Нидерланды на кирпичное мощение посмотреть». Собственно, отчасти это правда.
А ещё гид несколько иначе воспринимает изменения в организации дорожного движения. Мы в Петербурге ропщем на одностороннее или реверсивное движение, на припаркованные машины, заполонившие значительную часть проезжего пространства улиц и переулков, а потом с ужасом слушаем новости столичные коллег о практически полном отсутствии в Москве подходящих парковок. Мы не любим массовые мероприятия из-за массовых же перекрытий движения. К примеру, попробуйте-ка перейти Дворцовую набережную в Эрмитаж (сложная программа, жёсткий тайминг), когда по ней бегуны бегут какой-нибудь марафон.
И, в заключение, немного личного. Я родилась в Ленинграде (точнее, появилась на свет я в Пушкине, который Царское Село, туда матушку в роддом почему-то увезли) и никогда никуда надолго не переезжала. Все эти архитектурные ансамбли, проспекты, памятники, музеи и иже с ними знакомы мне с детства и в какой-то момент – наверное, в искусствоведческие студенческие времена – превратились в обыденность, в рисунок на обоях прихожей, которую видишь десятки раз в день. Но когда я начала работать гидом, я стала смотреть, как если бы была одной из тех, кто слушает мои экскурсии, как впервые в жизни, с робкой радостью узнавания знакомых черт. Это было своего рода откровением, но теперь именно такими глазами я и смотрю на мир.
Интересно? Ставьте лайки и подписывайтесь, впереди много любопытного.