Найти тему

"Шило-спиртовоз". Ту-22 в Энгельсе

Очередной самолет-памятник, запечатленный во время моих поездок по стране. Вечером второго дня, по пути из Крыма домой, я немного изменил маршрут и заскочил в славный город Энгельс. Город известен тем, что там расположена крупнейшая база стратегической авиации России. По пути мне попался самолет-памятник Ту-16, о нем я уже рассказывал в отдельной статье. И вот дошла очередь до Ту-22.

Самолет установлен возле бывшего КПП-3, через который ранее осуществлялся доступ в летный городок. Рядом с КПП установлен памятный знак.

-2

Сразу приношу свои извинения за то, как сделаны снимки. Самолет довольно внушительных размеров, установлен на небольшой площадке окруженной заборами и деревьями. Поэтому сделать хороших общих видов не получилось. Установленный самолет является модификацией Ту-22КПД - самолёт видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки.

Бортовой номер 74, входил в состав 2-й авиационной эскадрильи, 203-го гвардейского Орловского авиационного полка, 22-й Гвардейской Донбасской Краснознамённой тяжелобомбардировочной дивизии (военный аэродром Барановичи, Белоруссия). После списания был отправлен на разделку в Энгельс, но оставлен как памятник на КПП воинской части в Энгельсе.

Самолет Ту-22 имел достаточно сложную судьбу, он был сложен в эксплуатации, с ним происходило много аварийных ситуаций, за время эксплуатации было потеряно около 70 машин. Это был чуть ли не единственный тяжелый боевой самолет, в экипаже которого был только один летчик и штурман. Особенностью данного типа было катапультирование вниз, на фото видны люки, через которые летчики поднимались в креслах в кабину и через них же катапультировались. Это значительно ограничивало аварийно-спасательные возможности на этапе взлета и посадки. Бортоператору повезло ещё меньше - он сидел спиной по движению.

Он никак не хотел влазить в кадр целиком, поэтому я сделал панораму, вы можете листать фотографии в галерее.

Основные стойки шасси - самолет имел редкий и неприятный дефект "галопирование" - колебания основных стоек шасси на разбеге и пробеге.

-5

Размещение двигателей над хвостовым оперением было спорным решением, самолет был трудноуправляемым, склонным продольной прогрессирующей раскачке. Со временем это удалось компенсировать установкой демпферов тангажа и автоматов продольной устойчивости и дополнительных усилий.

-6

Предполетная подготовка самолета занимала более трех часов, а предварительная весь рабочий день. Высокое расположение двигателей создавало сложности при их обслуживании.

-7

За время службы в ВВС, Ту-22 получил множество прозвищ: "Шило" - за вытянутую остроконечную форму фюзеляжа или "Сверхзвуковой спиртовоз" - из-за системы охлаждения в которой использовалось 450 литров спирта. В дальней авиации России, Ту-22 эксплуатировался до 1994 года.

Статья про Ту-22 в Саратове по этой ссылке.

-8