Как изменит нашу жизнь Кодекс этики и служебного поведения сотрудника полиции?
На официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, выложен проект Кодекса этики и служебного поведения сотрудников полиции.
Основная цель принимаемого кодекса - укрепление авторитета сотрудника полиции, поддержание высокого уровня лояльности населения ко всем ее представителям и создание позитивного образа полицейского.
На данном этапе проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
Начало общественного обсуждения - 27 апреля 2020 года.
Окончание общественного обсуждения - 11 мая 2020 года.
Из пояснительной записки к документу следует, что разработка проекта приказа обусловлена необходимостью определения этических норм и требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, помимо требований, определенных
в частях 1 ‒ 3 статьи 13 Закона о службе.
В утверждаемом Кодексе устанавливаются этические нормы и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, в том числе замещающим должности руководителей (начальников), отдельные этические нормы и требования по поддержанию внешнего вида и ношению форменной одежды, а также при обращении со служебной и личной информацией.
Итак, проект Приказа:
В целях формирования у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации нравственной мотивации к добросовестному выполнению служебных обязанностей, укрепления в обществе авторитета органов внутренних дел Российской Федерации, повышения доверия к ним граждан, поддержания на должном уровне служебной дисциплины и законности среди личного состава и в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» –
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Общие положения
1. Настоящий Кодекс разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря
2010 г. (протокол № 21).
2. Настоящий Кодекс определяет этические нормы и отдельные требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время.
3. Этические нормы и требования основываются на общепринятых
в российском обществе нравственных принципах и ценностях.
4. Настоящий Кодекс подлежит изучению сотрудниками и гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
II.Общие этические нормы и требования
5. При осуществлении служебной деятельности сотруднику, исходя
из стоящих перед ним задач, следует:
5.1. Придерживаться делового стиля поведения, основанного
на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности и внимательности.
5.2. Соблюдать функциональность, скромность и чувство меры
при оформлении служебного кабинета, избегать использования предметов роскоши.
5.3. Сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие, в том числе при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации.
5.4. Давать разъяснения правонарушителю о неправомерности
его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно,
со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
5.5. Воздерживаться от жестких действий и резких высказываний
по отношению к правонарушителю в присутствии детей, женщин, людей преклонного возраста.
5.6. Стремиться свести к минимуму моральный вред при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
5.7. При проведении осмотра, обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.
5.8. При проведении допроса сохранять спокойствие и уверенность, проявлять сочувствие к потерпевшему, непредвзятость к правонарушителю, уважение к личности допрашиваемого.
5.9. При выполнении служебных обязанностей в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта,
при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций:
5.9.1. Проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим.
5.9.2. Быть нетерпимым к утрате бдительности, несоблюдению правил безопасности.
5.10. При осуществлении инспектирований, контрольных проверок
и целевых выездов:
5.10.1. Справедливо, объективно и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел, исключая влияние предвзятых мнений и суждений.
5.10.2. Воздерживаться от угощений, подарков, предлагаемых в ходе проверки, недопустимых знаков внимания.
6. Этические нормы и требования предписывают сотруднику
при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время:
6.1. Признавать приоритет государственных и служебных интересов
над личными.
6.2. Служить примером высокого уровня правосознания
и законопослушности.
6.3. Быть нетерпимым к нарушениям законности и служебной дисциплины.
6.4. Соблюдать беспристрастность.
6.5. Не допускать использования своего служебного положения
для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в личных целях.
6.6. Уважать и учитывать правила общежития, национальные обычаи
и традиции, религиозные чувства граждан, культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп.
6.7. Вести себя достойно, вежливо и доброжелательно, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел и готовность оказывать им содействие.
6.8. Проявлять чуткость и внимание к гражданам, особенно к лицам преклонного возраста, женщинам, детям, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
6.9. Относиться нетерпимо к любым действиям, представляющим собой жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, причиняющим физическую боль или нравственные страдания.
6.10. Быть мужественным и решительным, не допускать страха и паники перед лицом опасности при пресечении правонарушений, защите граждан от преступных посягательств, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни или сохранения здоровья граждан.
6.11. Соблюдать культуру речи, уметь грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаться принятых речевых норм, воздерживаться от нецензурной брани и жаргона.
6.12. Проявлять уважение и доброжелательность по отношению
к коллегам, не допускать пренебрежительных отзывов об их служебной деятельности.
6.13. Строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства, взаимопомощи и взаимовыручки.
6.14. Избегать проявления излишнего интереса к работе коллег, вежливо, но твердо не допускать их вмешательства в свою служебную деятельность.
6.15. Уважать старших по замещаемой должности, специальному званию или возрасту.
6.16. Хранить и приумножать профессиональные традиции органов внутренних дел, передавать свой служебный опыт молодым сотрудникам.
6.17. При управлении автомобилем или иным транспортным средством быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости.
6.18. Воздерживаться от публичного участия в азартных играх, исключать употребление наркотических средств и психотропных веществ
в немедицинских целях, алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах.
7. Для сотрудника недопустимы:
7.1. Поспешность в принятии решений, пренебрежение общепринятыми нравственными нормами.
7.2. Равнодушие, бездеятельность и пассивность в предупреждении
и пресечении правонарушений.
7.3. Избирательный подход при рассмотрении вопроса о применении
к правонарушителям мер государственного принуждения и привлечения
их к ответственности.
7.4. Любые действия, связанные со склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий.
7.5. Разглашение сведений о частной жизни, ставших известными в ходе служебной деятельности.
7.6. Совершение поступков, дающих основание сомневаться
в его честности, порядочности или несовместимых со статусом сотрудника.
8. Возникновение обстоятельств для прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел в особых условиях не может служить оправданием для нарушений им этических норм и требований, служебной дисциплины и законности.
III.Отдельные этические нормы и требования к сотрудникам, замещающим должности руководителей (начальников)
9. Сотрудник, замещающий должность руководителя (начальника), помимо соблюдения иных этических норм и требований, содержащихся
в настоящем Кодексе, должен:
9.1. Быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, соблюдения этических норм и требований, служебной дисциплины и законности.
9.2. Проявлять высокую требовательность и принципиальность
по отношению к подчиненным в сочетании с уважением их личного достоинства, права на личное мнение.
9.3. Объективно оценивать результаты служебной деятельности подчиненных, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы.
9.4. Равномерно распределять служебную нагрузку, учитывая квалификацию и опыт подчиненных, обеспечивать надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы сотрудников с учетом особенностей службы в органах внутренних дел, организацию их отдыха.
9.5. Побуждать подчиненных к совершенствованию личностных и деловых качеств, доброжелательно и умело мотивировать их к добросовестному осуществлению служебной деятельности.
9.6. Способствовать формированию в служебном коллективе благоприятного социально-психологического климата, предотвращать конфликты.
9.7. Вникать в нужды и проблемы подчиненных, обеспечивать оказание им необходимой социальной и правовой помощи, содействие в защите их чести и достоинства.
IV.Отдельные этические нормы и требования по поддержанию внешнего вида и ношению форменной одежды
10. Достойный внешний вид сотрудника подчеркивает его отношение к государственной службе, формирует уважительное отношение к нему граждан и коллег, оказывает влияние на оценку его личностных и деловых качеств руководителями (начальниками) и самооценку.
11. Сотруднику следует носить форменную одежду в соответствии
с установленными требованиями, чистой и аккуратной, хорошо подогнанной и отглаженной; быть подтянутым, соблюдать правила личной гигиены.
12. Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется посещать рынки, рестораны, казино и увеселительные заведения, если это не связано
с выполнением служебных обязанностей.
13. Сотруднику не следует держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.
14. В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, соответствующих статусу государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.
15. При выполнении служебных обязанностей:
15.1. Сотрудник мужского пола должен быть всегда коротко подстрижен, тщательно выбрит, а в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом.
15.2. Сотруднику мужского пола не рекомендуется носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца, чрезмерно использовать парфюмерию.
15.3. Сотруднику женского пола следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.
V.Отдельные этические нормы и требования при обращении со служебной и личной информацией
16. Сотрудник должен принимать меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, ставшей известной ему в связи с выполнением служебных обязанностей.
17. Служебная информация должна предоставляться сотрудником иным лицам в установленном порядке и в соответствии с его должностными обязанностями.
18. Публично размещенная сотрудником информация, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должна содержать высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника.
19. Сотруднику не рекомендуется размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на личных страницах, страницах в социальных сетях и других ресурсах:
19.1. Информацию, в том числе фотографии и видеозаписи, позволяющую определить его персональные данные, принадлежность
к органам внутренних дел, если это не связано с выполнением им служебных обязанностей.
19.2. Информацию, которая может вызвать негативную реакцию
в обществе.
19.3. Материалы, дискредитирующие образ сотрудника, умаляющие либо наносящие ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.
Как изменит принимаемый кодекс жизнь простых Россиян - покажет время. Чтобы не оставаться в стороне, примите участие в обсуждении проекта документа.
Адрес электронной почты для отправки предложений участниками обсуждений - pbalyabina@mvd.ru
Почтовый адрес для отправки предложений участниками обсуждения - 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 6
Понравилась статья? - ставьте лайк
Есть вопросы к адвокату? - пишите в комментариях
Хотите быть в курсе? - подписывайтесь на канал
Также вам может быть интересно
Как полиция по‑новому будет помогать гражданам
Как направить обращение депутату ГосДумы: пошаговая инструкция