Найти тему
Лекторий СПВ

Зрители в шубах, у артистов пар изо рта. Балет в блокадном Ленинграде

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Артистов ленинградских театров, которые отказались от эвакуации, руководство города призвало бороться с врагом «своим оружием» - искусством. 8 ноября 1941 года в Большом зале Филармонии состоялся праздничный концерт, балетную часть которого подготовила Агриппина Яковлевна Ваганова. А 20 ноября Кировский театр открыл новый сезон 1941/42 гг. оперой «Евгений Онегин», правда, на сцене «Народного дома»: зрительный зал театра разрушила 19 сентября фугасная бомба.Несмотря на налеты, спектакль состоялся, хотя и с перерывами. А потом не стало и «Народного дома» - сгорел. Начались перебои с электричеством, город погрузился в темноту. И тогда артисты занялись военно-шефской концертной деятельностью. Среди тех, кто ездил выступать перед бойцами, была и балерина Наталия Сахновская со своим партнером заслуженным артистом РСФСР Робертом Гербеком.

Вот как она вспоминает о тех днях в своем блокадном дневнике, выдержки из которого редакция получила от Сахновской незадолго до кончины актрисы в 1990 году.

***

На передовую с концертами нас везли в любую погоду на открытом грузовике. На дождь и снег мы уже не обращали внимания, а вот налетов боялись. Однажды попали под сильный артобстрел. Водитель увеличил скорость, чтобы вырваться из опасной зоны, как вдруг перед машиной разорвался снаряд, а следом за ним другой - сзади... Мгновение - и наша машина круто свернула и на полном ходу влетела в подворотню ближайшего дома. И тут ахнуло, но не в нас. Мы отделались синяками и ушибами. Выезжать на дорогу было страшно, но мы знали, что иного решения нет: нас ждут бойцы, которым решили подарить день без войны. Из траншей и землянок их отправили в баню, после которой обещали концерт.

Он состоялся на вытоптанной площадке, по краям которой расположились воины. От вражеских позиций нас защищал высокий пригорок. Все шло нормально, пока мы не услышали гул самолета. Фашист летел в нашем направлении, но каковы его намерения? В это время выступала Александра Делизари. И она не остановилась, а только повысила голос, заставив себя слушать. И ее уверенность, что ничего страшного не случится, передалась окружающим...

Хочу подчеркнуть, что мы, артисты, разделяли общую участь ленинградцев, и только особое нервное состояние давало нам силы выступать. Хотя в самое тяжелое время случалось, что и они нам изменяли, и тогда танец или пение прерывались обмороком...

Балерина Наталья Сахновская в одной из воинских частей. 1943 год. Фото из открытых источников.
Балерина Наталья Сахновская в одной из воинских частей. 1943 год. Фото из открытых источников.

Самым страшным был мучительный голод. Город вымирал... Тяжестью ложилась на душу потеря родных, друзей, товарищей. Груз страданий и бедствий был невыносим. Нужен был какой-то выход, луч мимолетной радости, чтобы обрести силы и выдержать, выстоять. Спасало искусство.

Измученные блокадной жизнью ленинградцы не ложились лишний раз отдохнуть, а шли слушать музыку, оперу, смотреть балет. А мы, артисты, были счастливы оказаться нужными в такую пору, нести людям утешение, отвлекать раненых от страданий и скорбных дум. Все больницы, школы, клубы были отведены под госпитали и полны изувеченными молодыми людьми. Тяжко было видеть это, но мы никогда не отказывались от выступления. В такой ситуации щадить себя было невозможно.

Зима 1943-го - лютые морозы, бесконечные налеты. Наша труппа выступает в Выборгском дворце культуры. Идет балет «Эсмеральда». Зал вторую зиму нетоплен, зрители в шубах, валенках, кутаются в платки и все же мерзнут, но сидят. Начинается налет, фугаски сотрясают здание, где-то со звоном вылетают последние стекла, но никто не трогается с места.

А у нас в гримерке окна заколочены фанерой, в щели задувает снег, который лежит на подоконниках и не тает. Зуб на зуб не попадает, но мы все равно переодеваемся в трико и легкие туники. Артистам природой дана способность вдохновляться, когда зритель ждет и просит повторить номер. Мы танцуем. Изо рта клубится пар и реет вокруг наших лиц,

создавая зрелищный эффект. Забыта война, налеты, голод и все ужасы. Душа вырвалась из-под гнета и летит, увлекая всех за собой в прекрасный мир искусства. Это был наш общий отдых, счастливые минуты в той жизни. Мы не уступили этих творческих мгновений ни голоду, ни холоду, ни войне...

Но вот смолкла музыка, стихли последние аплодисменты. Опустился занавес. Окоченевшие руки с трудом натягивают теплую одежду, ноги сводит, словно стояли на льду. Впереди путь с Выборгской стороны в разные концы города, кому куда. Пока мы, артисты, разгримировываемся и переодеваемся, публика успевает разойтись.

На улицах ни души. Бредем вдвоем с Робертом, увязая в снегу. Бьют зенитки. Сосет под ложечкой от мучительного голода. Сверлит мысль - живы ли родные, цел ли дом и каким будет завтра? Удастся ли снова доставить людям хотя бы несколько минут радости?

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.