* К эфиру всё-таки нужно готовиться. Если читается что-то небольшое – стоит учить наизусть. Периодическое подглядывание в текст на экране смотрится не очень хорошо.
* Если всё же приходится читать с листа или с экрана, то они должны быть расположены не сбоку, а на линии съёмки – например, за камерой или чуть выше. Тогда взгляд будет направлен на зрителя, а не в сторону. Человек на экране, периодически поворачивающий взгляд и даже голову куда-то вбок, зрителем воспринимается не очень комфортно.
* Камера должна располагаться на уровне лица и стоять строго горизонтально. Во-первых, так мы избегаем искажение изображения, а во-вторых, ракурс сверху и, особенно, снизу, «в ноздри» - как-то некрасиво.
* Очень нежелателен контровой свет, т.е. основной источник освещения, находящийся сзади объекта съёмки, т.е. вас. Если уж приходится так снимать – например, на фоне светлого окна – то подсветите себя фронтальным и\или боковым светом. Иначе ваше лицо будет затемнено. Даже с включённой на камере функцией «экспозиции по лицам» на экране у зрителя всё равно может быть недостаточное освещение вашего лица.
* Основной свет должен быть ровным, рассеянным и ярким, но не слепящим. Иначе и вас будет плохо видно из-за пересвета, и сами вы быстро утомитесь – вспомните, каково попадать под включённый на полную мощность софит на Пушкинской. Если у вас имеется хорошая светодиодная лента, матовая лампа или специальная лицевая подсветка на штативе – очень хорошо. Если нет, то должен быть хороший общий свет в помещении.
* Если общий свет недостаточен или расположен неудобно, то можно сделать следующее. Возьмите лампу с направленным светом – например, настольную – и направьте её в потолок. Белый матовый потолок, имеющийся в большинстве помещений – отличный рассеиватель. Но стоит помнить следующее. Расположите лампу не ближе примерно 2 метров от вас. Угол падения света равен углу отражения. Поэтому такая лампа должна быть направлена в потолок под углом от 45 градусов и больше – вплоть до вертикальности. Иначе и лампа будет светить вам в глаза, и отражённый от потолка свет будет освещать пространство за вами, а не вас.
* Лучший фон для съёмки – однотонный светлый. Например, пустая стена со светлыми обоями без рисунка или с мелким неярким рисунком. Пёстрый и\или яркий фон очень нежелателен – он отвлекает и раздражает зрителя. Также желательно, чтобы на этом фоне отсутствовали всякие предметы – вспомните, сколько всего лишнего вынужденно видит зритель на спектаклях на Чкаловском. Если вы счастливый обладатель очень белой кожи и\или имеете очень светлые или ярко окрашенные волосы, а одежда ваша также довольно яркого цвете, то вполне допустим и даже м.б. неплох однотонный тёмный фон.
* Есть такая рекомендация : актёр в кадре должен быть без тени. Перед съёмкой посмотрите – нет ли на фоне за вами вашей явной тени? Если, конечно, вы не разыгрываете соответствующую пьесу Шварца.
* Если ваш материал по смыслу соотносится со съёмкой в интерьере, то это здорово, если, конечно, вы понимаете такие вещи, что, скажем стихи серебряного века или рассказы о войне мягко говоря не гармонируют с хайтековской кухней.
* Постарайтесь закрепить камеру, чтобы она не съехала и не упала в самый неподходящий момент. И да, простите за занудство – не забудьте об её энергообеспеченности.
* Если вы предполагаете не просто сидеть перед объективом, а вставать и двигаться, например, читая в образе, предварительно посмотрите границы кадра. Как обидно бывает, если в самый интересный момент лицо актёра оказывается наполовину за кадром!
* Определить границы кадра, т.е. диапазон вашего перемещения перед камерой можно также и следующим способом. Зная, что в процессе съёмки вы наверняка увлечётесь, заранее поставьте камеру так, чтобы вы помещались в кадр с раздвинутыми руками. Замечено, что если человек стоит и свободно перемещается около центра этой позиции, то он делает это примерно в рамках полутора-двух метров. Размах рук среднего человека – примерно полтора метра. Ведь вряд ли в формате трансляции вы предпримете длинные проходки и будете выстраивать сложные мизансцены. Иначе вам может уже понадобиться селфи-палка или помощник-оператор.
* Помните, что удаление от камеры может заметно сказываться на звуке. Слушать то отдаляющийся, то приближающийся голос зрителю не очень комфортно. Если вдруг у вас имеется такое чудо техники, как блютус микрофон-петличка и он коннектится с вашей камерой, то это очень здорово.
* Ещё одна очевидность – режим тишины. Постарайтесь на время трансляции исключить все возможные звуки – от беззвучного режима на других гаджетах до плотно закрытых окон и дверей.
* В режиме трансляции присутствует интерактив. Это штука двойственная. С одной стороны, он позволяет оперативно реагировать на запросы зрителей. С другой стороны, имеется опасность слишком увлечься. Слишком частые разглядывания – а сколько же там уже лайков? – могут напрягать зрителя. При трансляции с компьютера, а не со смартфона, это эффект менее выражен – экран больше и его разглядывание не так заметно. Оперативные ответы на все вопросы чреваты отвлечением и уходом от основной темы, если она имеется. Поэтому желательно сперва прочитать материал, а уже потом отвечать на вопросы. Впрочем, тут всё по ситуации – совсем игнорировать интерактив тоже не стоит.
* Если в трансляции участвуют двое и более, то тут действует та же рекомендация, что и на сцене: реплика партнёру - смотрим на него, реплика зрителю – смотрим в камеру. Располагаться желательно в труакар. За собой, например, неоднократно замечал нарушение этого правила.
* При трансляции мы сами себя видим в экране. И тут нас тоже подстерегает распространённая ошибка: мы начинаем следить за собой в кадре. Это может сковывать и создавать не самый красивый эффект «верчения перед зеркалом». С огорчением заметил, что и сам этим грешу. И помните: мы почти всегда сами себе не нравимся на экране, это нормально.
* Понятно, что наши реальные условия далеко не всегда позволяют нам всё делать правильно, но многое всё же зависит от нас самих.
* Наверняка у кого-то тоже имеются свои наблюдения и соображения – напишите, это может оказаться кому-то полезным.
* И последнее. После эфира критически отсмотрите свою запись, Попросите кого-то понаблюдать за вашими ошибками и рассказать вам о них. И попробуйте представить себя своим зрителем.
Алексей Шевцов специально для театра "Сова".