Посмотрел в пятый раз фильм величайшего режиссера Ингрмара Бергмана «Лицом к лицу» (1976). В главных ролях Лив Ульман и Эрланд Юзефсон. Два любимейших актера Бергмана, два замечательных партнера, которые после «Сцены Супружеской жизни» навеки вошли в мировое кино. Стали его легендами. Фильм можно по праву назвать одним из лучших в карьере Бергмана, хотя такое можно сказать почти о его любом фильме.
Для меня этот фильм значит очень многое в свое время, он буквально вдохнул в меня жизнь своим финалом потрясающего оптимизма. Сюжет это фильма я пересказать не могу потому этот фильм не имеет сюжета. Сюжет у фильма есть, но если в обычном фильме сюжет есть некая константа- цепь событий, которая может быть разбросана во времени и пространстве, но она объективно есть, то в фильме «Лицом к Лицу» мы имеем дело с тем, что принято называть- персональное. Понять и реконструировать это можно только если ты персонален. А я не хочу никому мешать это делать и собственно свою персональность я тоже не очень хочу демонстрировать.
Сам фильм удивителен еще и тем, что он вообще появился у Бергмана. Уже были сняты «Сцены из супружеской жизни» и до «Сарабанды» должно было пройти много времени. Но мы снова видим великую Лив Ульман и ее партнера- Эланда Юзефсона. Если говорить о Лив Ульман то именно на ее гениальной игре держатся многие фильмы Бергмана и именно она превратила этот фильм в настоящий шедевр с которым рядом трудно поставить даже фильма самого Бергмана. Юзефсон тоже знаковый актер для Бергмана, начиная с «У истоков жизни» это и «Час волка» и «Лицо» и «Страсть» и далее по списку. Ну, а Лив Ульман играет всегда одну роль! Это роль человека, который человек. Собственно, за, что я так люблю Томаша из «Невыносимой легкости бытия»? За то, что он остался человеком в нечеловеческих условиях. За ту персональность, что выше всяких теорий о ней.
Ну и абзац, который призван показать читателю, что я по-прежнему в здравом уме и ироничен. Забавно читать аннотации и комментарии, написанные за деньги по долгу службы профессионалами. Конечно, у них нет времени смотреть фильмы, о которых они пишут и получается… Сюжет, который они с готовностью переписывают друг у друга. Мы в общем имеем дело с некоторым потоком сна-сознания, который никак не пересекается с реальностью и события в нем, как события в романе И.Бэнкса «Мост» рождены исключительно, как воображаемая реальность. Детские травмы Бергмана, его болезненная любовь к матери и чувство того, что она его отвергает перенесены на героиню в той самой мере в которой в «Персоне» мы получаем одну женщину из двух. Психиатрия и поменявшиеся больные врачи то, что потом для широкой публики снял М. Скорсезе в «Остров проклятых» тут показано впервые и предельно чувственно силами одной Лив Ульман, но силы ее безграничны… Совершенно не понятно, как она играет все то, что она играет, как проживая эти эмоции она остается просто живым человеком. И да- никогда не запевайте снотворное виски, особенно если у вас есть не только димедролоподобное без рецепта. Иначе можно снимать фильмы бергмана прямо не вставая с пола в туалете. Помните, как героиня Лив Ульман боялась быть запертой в туалете? А как она выходили из шкафа? Вы часто выходите из шкафа доктор?!!!
Забавно, что музыка, которая играет в фильме особую роль звучит в исполнении одно из жен Бергмана великой пианистки, как тут не вспомнить «Осенью сонату», особенно если диалоги, обращенные героиней Лив Ульман к матери так похожи. Бергман все никак не мог наговориться. Как Томаш из «Невыносимой легкости бытия» он меня женщин и не мог обрести настоящую близость. Рецепт, который прозвучал в фильме, как формула для атеистов- быть человеком, быть собой, восходит к Франклу или даже к Лэнгли, но не дает ответов, рождая только фокусы в стиле Савой Жижека и рождает «Метастазы удовольствия», но это ищут люди в холодном мире одиночества? Мы созданы по образу и подобию, мы ищем слияния с тем, кто нас создал, мы рождаемся с набором под названием «совесть» мы больше чем кружки со словами я-оно-эго и прочее. Мы служим или не служим цели или просто возникли. Но возникнув уже не можем не искать. Быть собой, как хорошо звучит, но это ведь не верховая езда и вряд ли похоже на теннис, даже секс с участием эрекции проще после изобретения виагры. Быть собой…
Последняя фраза и мысль фильма о том, что любовь побеждает все, очень характерна. Это то, что отличает российское восприятие мира, от европейского. Если в «Овсянках» А.Федорченко в конце говорят, что любовь самое важное в жизни и выбирают бессмертие погружаясь в реки, в которых, отличая от женских тел можно утонуть, то тут выбирают жизнь. Именно это отличает культуры и цивилизации, угасающие от развивающихся, ирония правда в том, что работа О.Шпенглера называется «Закат Европы».