В давние-давние времена - в феврале 2020 года, одной далекой-далекой галактике - в докарантинной Москве - заказывать пропуск за 5 часов надо было только на секретные военные заводы. Ну как секретные - всем давно и чем завод занимается, и что там сейчас происходит.
Видимо из-за того, что завод уже остановлен и все ценное оттуда уже увезли, РСК МиГ таки разрешила экскурсии по заводу Московского авиационного производственного объединения (МАПО МиГ) с заходом в цеха и музей. И мы решили воспользоваться шансом не лезть через забор (так делать не надо), а честно зайти через неприметную проходную с пропуском.
Проходная большая и явно богатая - мрамор, гранит, катанный алюминий. Наряднее, чем проходная того же Авиастара в Ульяновске, где собирали легендарные Русланы. Сейчас же на проходной тишина, и только часы своим тиканием развлекают вахтера - сотрудников завода сейчас считанные единицы, и заняты они, в основном, демонтажем и вывозом оборудования.
За проходной начинается главная аллея МАПО. Учитывая, что завод компактный, автобусов на нем не было и нет. А вот мемориалы ВОВ и заслуженным работникам - в достатке.
Кстати, тем, кто сомневается, что завод хоть немного, но жив - актуальная доска объявлений. Можно съездить на масленицу в Ростов Великий за 1 000 рулей. Но только членам профсоюза. (Привет Остапу Бендеру).
Дальше около дирекции нас встречает самый главный продукт МАПО - "Балалайка".
Он же МиГ-21. Одна из редкосерийных машин, кстати. Использовалась в испытательных целях. Но все равно снизу похожа на балалайку, так же проста и надежна, а в Индии и не только до сих пор водится в товарных количествах в летном состоянии. Всего их напилили более 11 500 штук, без учета тех, что делал Китай. А китайские товарищи еще напилили еще почти три тысячи уже своих вариантов на его базе и успокоились только в 2017 году. Ибо он простой, довольно надежный и дешевый.
Обратите внимание на конус на переднем плане - это обтекатель с МиГ-29. Он просто закрывает канализационный люк. Маленькая деталь.
Дальше по алее стоит Главная таблица завода, где каждое утро обновляли данные о выполнении плана цехами. Сразу было видно, кто в отстающих, а кто - перевыполняет план. Такую схему, как и всю систему организации производства, предложил и внедрил Павел Андреевич Воронин. Система производства потом разлетелась по всем авиазаводам страны, и работает и по сею пору. По этой системе смогли напилить более 30 тысяч Ил-2 за 3 года!
Двигаем дальше по алее
МАПО - это не только реальный мегазавод - привет Discovery - но и мекка российской авиации. Потому, что вырос на окраине первого русского аэродрома на Ходынке. Но это отдельный виртуальный тур, иначе вы опухнете.
Например, реальное здание той самой шаражки, в которой Лаврентий Берия устроил "трудовой курорт" товарищам Сухому и Ильюшину.
Как говорят, вон там, на третьем этаже, до сих пор стоит тот самый стол, на котором в 1930 - 1940-х Сергей Ильюшин создавал свои Ил-2 и Ил-4. Сама территория довольно неплохо охраняется, и сохранность не вызывает сомнений.
Это один из первых ангаров Ходынского аэродрома, который построили военные Российской еще империис целью "апробации новых воздухопланов". Сейчас там девственная пустота. Даже краны срезали - вон справа лежат.
Напротив - первое в Союзе НИИ, откуда вышли все отрасли авиации.
От прибористов до прочнистов вместе с парашютистами. А заодно через эти двери проходили лучшие летчики страны - Чкалов, Ляпидевский и Коккинаки.
Тут же разработали систему разработки самолетов, по которой работают и по сей день во всем мире. Если раньше группа конструкторов разрабатывала летадлу целиком, то хитрые русские придумали поручить разработку разных подсистем разным группам, и разбивать на этапы или, как их сейчас модно называют - гейты.
За ним - цех, построенный архитектором Шуховым (но это пока неточно). Цех помимо того, что он памятник архитектурный прославился тем, что в нем собирали самый большой предвоенный самолет Союза "Максим Горький".
Опять же по соседству цеха 1930-х, где собирали консоли для Ил-2 во время ВОВ. Тыльной стороной их фасады выходят на Ленинградское шоссе, окнами на стадион Динамо. В окнах вдалеке как раз его видно.
Чуть дальше идем к цеху, около которого погиб Чкалов. Откровенно по глупости, к сожалению. Мотор его самолета замерз во время полета зимой, и во время аварийной посадки Чкалов вылетел из кабины и неудачно упал на груду битого железобетона с арматурой. Просто не был пристегнут, как и многие летчики первой волны, которые не пристегивались, "чтобы лучше чувствовать машину".
Еще чуть дальше - первая русская школа воздухоплавания, которая потом превратилась в клуб летчиков. Тут, на заре авиации, легендарные пилоты играли в бильярд, обсуждали и придумывали новые приемы и конструкции, наливали чай и с террасы смотрели на летное поле аэродрома, усеянное красными маками - символом погибших пилотов.
История!
Идеальное место для создание русского национального музея авиации!
Вернемся к цехам. А точнее - к главному и самому большому - к цеху №38, он же "Монолит". В нем под одной крышей объединены несколько больших цехов, где делали плоскости, трубопроводы, магистрали, всю механическую часть, и из ворот выходил уже готовый самолет.
Это не просто цех. Это конвейер.
В нем проложена рельсовая дорога, на которую устанавливали тележку с фюзеляжем будущего самолета. Он перемещался на ней от поста к посту и в цех покидал уже полностью готовый к вылету самолет.
Вот так выглядит цех окончательной сборки, где ведут отладку всех систем самолета перед сдачей заказчику. Пока еще ведут - вон там, в средине зала стоят пара фюзеляжей опытных МиГ-29, которые дособерут из задела и отправят в Луховицы или чуть выше по Ленинградскому шоссе - в КБ МиГ.
Поскольку большинство рабочих завода уволены - руководителям РСК МиГ было настоятельно рекомендовано закрыть такой опасный завод в центре столицы. И уже несколько лет, примерно с 2016 года, ведется планомерный вывоз оборудования и задела на другие заводы - в Луховицы и Нижний Новгород. Первый авиационный завод нашей страны перестал производит самолеты.
Поэтому все, что здесь было, становится историей. И самым живым местом этого завода-призрака в 100 метрах от ТТК становится музей.
В музее очень много экспонатов. Так что листайте карусель.
Дальнейшее будущее пока не ясно. Собянин со своим строительным лобби жаждет застроить территорию целиком, Минпромторг его поддерживает. Однако ОАК, Министерство обороны и авиаторы всей страны резко против и всеми силами поддерживают идею создания на его базе музея русской авиации.
Единственный шанс этой реальной мекки русской авиации выжить - стать музеем. И все для этого тут есть.
Идея благая. Вопрос откуда брать экспонаты и как их сюда транспортировать. Могут догадаться опять растащить Монино или в очередной раз перевезти коллекцию из парка Патриот.
Как вы думаете, повезет ли МАПО выжить или застроят очередным жильем?