Найти тему
Архистория

Главная смотровая площадка Стамбула - Галатский мост. А при чем здесь Леонардо да Винчи?

Независимо от того, какой турецкий берег вам нужен - северный или южный, ступить на этот мост всё равно придётся. Он как судьба - не обойдёшь, не объедешь. А в добавок к этому еще и страшно интригует: ну разве не интересно узнать, почему здесь всё время столько народа. Что в нём особенного?

Первая конструкция, которая связывала два берега Константинополя появилась еще в 6 веке при императоре Юстиниане. Находилась она несколько выше по течению Золотого Рога, возле нынешней мечети Эйюба. Вместо опор в том мосту использовались плашкоуты, плоскодонные лодки, а значит по сути это была понтонная переправа.

Третий Галатский мост
Третий Галатский мост

Технология оказалась настолько живучей, что к ней возвращались и позже, когда от первой версии уже простыл и след.

Галатский мост сегодня
Галатский мост сегодня

На самое узкое место пролива Золотой Рог обращали внимание в основном те, кто занимался перевозками. Здесь постоянно сновали лодки, да и название говорило само за себя - Перама, что значит "Переправа". На одном из берегов, как уверяют источники, стояла огромная статуя быка, который раз в год издавал мычание. Для чего - неизвестно. Только императору Маврикию этот истукан пришёлся не по душе и он велел сбросить его в воду. Возможно, под многовековым слоем ила бык лежит где-то на дне пролива и сегодня. Но царящая здесь суета приплывающих и отплывающих кажется нивелирует любой исторический интерес - у людей есть более насущные проблемы. Они, эти люди, а не мычащие забытые изваяния, и формируют колорит прилегающего пространства и самого Галатского моста.

-4

Современный Стамбул без него кажется невозможным. Снизу рыбные рестораны, сверху вечные рыбаки и нескончаемый трафик машин, трамваев, пешеходов... В самой конструкции нет даже намёка на инженерную дерзость или эстетическую привлекательность - просто поверхность, по которой переходят с берега на берег.

Разводная секция моста
Разводная секция моста

Чуть ли единственное уникальное свойство мосту придаёт центральная 80-метровая секция, Время от времени она разводится, чтобы пропустить идущие суда.

Султан Баязил II
Султан Баязил II

Но всё могло бы сложиться иначе, если бы в начале 16 века султан Баязид II реализовал им же заказанный проект. И у кого, у самого Леонардо да Винчи! Великий художник принял вызов и даже прислал своё предложение вместе с эскизом будущей конструкции. Но султан дал задний ход. Что-то его насторожило в идеях гения.

Эскиз и послание Леонардо да Винчи
Эскиз и послание Леонардо да Винчи

Послание Леонардо в течение четырёх столетий считалось утраченным. Только в 1952 году его нашли и разглядели в деталях, что там было и к чему. Одноарочный мост с 240 метровым пролетом и 43 метровым вертикальным просветом поражает неординарностью решения даже сегодня. Можно только представить, какое впечатление он произвёл на заказчика. Да султан просто не поверил, что такое простоит хотя бы один день. К сожалению, других аргументов у автора не нашлось.

Мост Леонардо архитектора Вебьёрна Санда
Мост Леонардо архитектора Вебьёрна Санда

Осуществить идею, и то в уменьшенном виде, удалось только в 2001 году. Норвежский архитектор Вебьёрн Санд сделал по эскизу Леонардо деревянный пешеходный переход над дорогой в 20 километрах от Осло. Был замысел развить всё это в глобальный художественный проект - строить небольшие "мостики Леонардо" в разных частях света, в том числе и в Стамбуле, используя труд местных мастеров и местные материалы. Но инициаторы столкнулись с косностью властей. В результате дело заглохло.

Всегда людный  Галатский мост
Всегда людный Галатский мост

Совсем недавно в 2019 году к наследию Леонардо обратились вновь, на сей раз ученые Массачусетского технологического института. Они собрали модель моста в масштабе 1:500 и подвергли его всем возможным нагрузкам. Конструкция оказалось очень убедительной.

А вот в самой Турции отказ от проекта Леонардо кажется похоронил надежду на любой эксперимент. Кто-то из султанов, возможно тот же Баязид II, безуспешно пытался привлечь к работе еще Микеладжело. Этим дело и ограничилось.

Многообразие плавсредств сегодня лишь напоминает о былой силе лодочного лобби
Многообразие плавсредств сегодня лишь напоминает о былой силе лодочного лобби

Смешно прозвучит, но последующие правители османской империи отчасти шли на поводу у лодочного лобби. Владельцы лодок и разной тоннажности кораблей не хотели терять заработок за счет переправы пассажиров и всячески мешали воплощению строительных замыслов.

Четвертый Галатский мост служил 80 лет
Четвертый Галатский мост служил 80 лет

Лишь в 1845 году в правление Абдулмеджида на месте нынешнего Галатского моста появился один из его понтонных прототипов. За ним закрепилось название Новый мост, чтобы отличать от другого построенного на десятилетие раньше и севернее по водному пути.

Безмиалем Валиде Султан
Безмиалем Валиде Султан

В этом строительстве, говорят, важную роль сыграла мать султана Абдулмеджида - Безмиалем Валиде Султан, то ли грузинского, то ли еврейского происхождения. Вот чей голос в турецкой истории более ценен. А вы говорите, Леонардо! Возможно, она определяла и способ эксплуатации сооружения. Так первые три дня проход по мосту был бесплатный, а потом стали брать деньги, причем действовала особая система тарифов. Человек с баулом или человек в экипаже платили разные суммы, не говоря уже о проходе с домашней скотиной.

Третий Галатский мост
Третий Галатский мост

К визиту в Стамбул Наполеона III в 1863 году власти города активно обновляли инфраструктуру. Решили, что деревянный мост в этом тоже нуждается.

Более основательно за него взялись в 1875 году. На этот раз за основу взяли металлические понтоны, которые и позволили ему прослужить целых 37 лет.

Рыбаки - главная достопримечательность моста
Рыбаки - главная достопримечательность моста

Немецкая компания Тиссена, когда бралась строить новый мост, тоже не отличалась оригинальностью - в дело опять пошла плавучая конструкция. Надо сказать, что в этот раз она получилась чрезвычайно долговечной. Только в 1992 году её отбуксировали вверх по проливу, чтобы освободить место для очередного детища инженерной мысли.

-15

Это уже был 100% турецкий продукт. Впрочем, взойдя на Галатский мост сегодня, вы и сами поймёте, что так строить можно только для себя, зная вкусы и потребности своих сограждан. В новом проекте, кажется, учли всё, что можно. Рыбалка - пожалуйста. Хочешь открыть магазин или ресторан - пожалуйста. Место для променада - тоже достаточно.

-16

Собственно такое смешение интересов и сфер деятельности и есть местный колорит. А если вы пройдёте весь путь с юга на север, то сможете насладиться еще и таким самобытным явлением как рыбный базар.

Здесь всегда свежая рыба
Здесь всегда свежая рыба

Он приютился с левой стороны от моста у подножия Галаты. Его большое достоинство в том, что торгуют здесь действительно свежей рыбой и могут её тут же приготовить. Цапли на крышах торговых павильонов - верный признак качественного улова, а бурная жизнь на мосту - непреходящей ценности места.

Метро-мост
Метро-мост

Взгляните хоть на соседний метро-мост, там тоже есть пешеходные полосы, или мост Ататюрка - на них никогда не бывает такого движения как на Галатском. Лучшая панорама на Золотой Рог тоже открывается отсюда.