Выбор учебного пособия — один из основных этапов в подготовке к образовательному процессу. На семейном обучении эта проблема целиком и полностью ложится на плечи родителей. С каждым годом сделать это становится всё сложнее ввиду стремительно увеличивающегося количества подобных пособий на рынке.
На что же в первую очередь необходимо обратить внимание при выборе?
- Внешний вид. Учебник должен быть прочным, напечатанным на качественной бумаге, с добротными иллюстрациями. Согласитесь, ведь приятно держать в руках новенькую книгу в твёрдом переплёте? Для меня это очень важно, по этой причине я не люблю чтение в электронном варианте.
- Структура. Учебник должен быть чётко структурирован, потому что на ребёнка он действует как некий организующий фактор. Необходимо, чтобы новые понятия и определения вводились продуманно, формулировки были чёткими. Также должен соблюдаться баланс между разными типами заданий: устные, письменные, творческие. Темы должны идти от простых к сложным. Хорошо, если основные термины будут вынесены в конец параграфа или даже в конец пособия.
- Посильный объём. Учебный объём одного параграфа должен быть посилен для качественного усвоения примерно за один час. Если параграфы очень большие, то ребёнок будет пропускать абзацы или читать только вторую половину, инстинктивно выискивая главное.
- Сложность содержания. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме, простым языком, понятным не только взрослым, но и детям. Задания должны соответствовать указанному уровню, не быть слишком лёгкими или слишком сложными. Большое количество таблиц, схем или исторических отсылок только отвлекает внимание и усложняет усвоение материала.
- Наличие творческих заданий. Присутствие подобных креативных упражнений я считаю одним из главных критериев выбора хорошего учебника. Выполнение творческих задач даёт ребёнку возможность переосмыслить изученное, применить новый опыт, пропустить его через себя. В современном мире креативность мышления является ценнейшим качеством. Мы как родители просто обязаны развивать это в детях. К тому же творчество — это способ положительной мотивации обучения у детей.
- Наличие качественных иллюстраций. Картинки, фотографии, различные таблицы и диаграммы должны быть хорошего качества. Они тоже являются своеобразным моментом мотивации ученика, а именно развивают фантазию и чувство прекрасного, вызывают интерес к новому материалу.
- Наличие вопросов и тестов для самопроверки. Всё-таки для семейного обучения это немаловажно: родителю не придется искать их отдельно.
Коснемся также особенностей выбора образовательных пособий в зависимости от предмета.
Будет лучше, если учебники по основным предметам, таким как русский язык и математика, будут структурированы следующим образом: сначала объяснение новой темы или правило, упражнения на отработку, далее повторение предыдущей темы. Также важно, чтобы в учебном пособии присутствовали ответы для самопроверки. В дополнение я бы советовала приобрести рабочие тетради.
Отдельно следует упомянуть о выборе пособия по иностранному языку. В нём обязательно должна присутствовать теория, написанная понятным языком, и упражнения по грамматике, задания для отработки письменной речи, подборка новых слов и выражений. Необходимо, чтобы темы были современные, актуальные в настоящий период времени, а также упражнения для закрепления знаний. Немаловажным является наличие аудиоматериалов для тренировки корректного произношения.
Учебникам по гуманитарным предметам — география, биология, история, литература — следует быть в первую очередь качественно иллюстрированными. Например, хорошие иллюстрации в учебнике истории дополняют историческую картину в сознании ребёнка. Иллюстрации к произведениям в пособии по литературе способствуют поддержанию интереса к чтению: ребёнок как будто растворяется в книге, рассматривая картинки. Я не раз наблюдала это за своей дочкой. Для занятий по географии неплохо будет приобрести атласы и контурные карты.
Что касается моего личного опыта, то когда мы с дочкой перешли на семейное образование и передо мной встал вопрос выбора учебных пособий, я перечитала огромное количество отзывов на различных форумах и в социальных сетях. Информации оказалось настолько много, что это мало помогло мне определиться.
Время выбирать у нас было, поэтому мы с дочкой не спеша ходили по всем книжным магазинам нашего города, подержали каждую книгу в руках. Затем я пообщалась со знакомыми учителями и даже скачала гид «Как выбрать правильный учебник». И потихоньку в голове всё сложилось.
Мы поняли, что главное в учебном пособии именно для нас. Это чёткая структура материала, понятный шрифт и небольшой объём.
Я советую серьёзно отнестись к подбору учебных пособий и уделить данному процессу определённое время. Нужно приобщить к этому ребёнка, потому что учебник — это крепкий фундамент знаний. К нему мы кирпичик за кирпичиком прикладываем остальные составляющие процесса обучения и получаем отличный результат.
Автор: мама Елена Лачина
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться"
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.