Найти тему
IT news

Превращаем Radeon RX 5600 XT в 5700: как прошить bios и что это даёт?

Оглавление

Семейство видеокарт на новой архитектуре Navi появилось на рынке во вполне традиционном порядке. Первыми были представлены RX 5700 XT и RX 5700, основанные на ГПУ Navi 10 – пусть не полноценном флагмане, но всё же решении для нижней границы верхнего ценового сегмента.

В результате у AMD появились высокопроизводительные решения для игр в разрешении 2К, которых не было в предшествующем поколении видеокарт на архитектуре Polaris, и которыми не смогли стать Vega, по ряду причин не получившие распространения в рознице.

Но вместе с тем возник явный разрыв между первыми моделями Navi и топовыми Polaris. RX 590 и RX 580, хотя и исправно тянули игры в Full-HD, на роль ультимативной карты для этого разрешения претендовать не могли: выставить максимальные настройки в абсолютно любой новинке и не переживать насчет производительности с ними уже не получалось.

Роль «промежуточного» решения, менее быстрого и более доступного по цене, нежели RX 5700, была отдана RX 5600 XT, которое появилось на рынке в начале 2020 года.

Поскольку Full-HD на сегодняшний день более распространено, нежели 2К и 4К, а сравнительно бюджетные видеокарты приобретаются чаще и в больших объёмах, нежели флагманы и близкие к ним решения, — конкуренция в данном сегменте более жёсткая. А, следовательно, «энерговооружённости» продуктов уделяется едва ли меньшее внимание, чем при проектировании флагманских чипов.

И RX 5600 XT оказался выполнен по более интересной схеме, чем, например, младшие RX 5500 XT.

О происхождении RX 5600 XT 

Уже давно не секрет, что младшие модели современных чипов делаются из старших путём блокировки или удаления части исполнительных блоков.

Однако RX 5600 XT — противоположный пример. Карта использует чип Navi 10 ровно в той же конфигурации, в какой он применяется в RX 5700:

-2

Количество шейдерных процессоров, текстурных блоков и блоков ROP осталось ровно тем же. Безусловно, частоты ГПУ оказываются ниже, чем даже у референсного 5700, — но это всегда решается ручным разгоном.

За «замедление» RX 5600 XT отвечает не его ГПУ, а подсистема памяти.

Во-первых, её объём снижен до 6 гигабайт против 8 ГБ у RX 5700. А во-вторых, это достигнуто не использованием чипов разной ёмкости, а за счёт физического удаления двух микросхем с платы: т.е. чипов памяти здесь тоже 6, а не 8.

В результате этого шина памяти «сузилась» с 256 до 192 бит, что уже достаточно заметно снизило теоретическую пропускную способность памяти. Но параллельно с этим была снижена и частота памяти: с 14 ГГц (1750 МГц реальной частоты) до 12 ГГц (или 1500 МГц). Как итог — пропускная способность памяти по сравнению с RX 5700 «ужалась» с 448 до 288 гигабит/сек.

Таким образом, при одинаковых ГПУ разница между RX 5700 и RX 5600 XT определяется именно параметрами памяти, и буквально полуторакратное отставание младшей карты просто обязано заметно сказаться на итоговой производительности.

Однако практически сразу после премьеры AMD решила ещё раз пересмотреть характеристики RX 5600XT, подняв штатные частоты ГПУ и памяти. Причём последней были возвращены «исконные» 14 ГГц (1750 МГц).

Это, безусловно, никак не изменит ни объём, ни ширину шины памяти. Но такой легальный «разгон» должен заметно сказаться на производительности карты. Ведь, как уже говорилось, ГПУ здесь не отличается от RX 5700.

Вендоры довольно быстро отреагировали на изменения и представили для своих карт новые версии биос с увеличенными частотами. Однако, поскольку обновление было выпущено уже после дебюта карт, на рынке оказались карты со старым биос. Естественно, это вызывает у пользователей вопросы о самостоятельном обновлении и его результатах.

На этих вопросах и сосредоточимся в данной статье.

Тестовый стенд и методика тестирования

Конфигурация тестового стенда уже знакома читателям по предыдущим материалам:

  • Центральный процессор: AMD Ryzen 9 3900X;
  • Система охлаждения процессора: ID-Cooling SE-224-XT Basic;
  • Термоинтерфейс: Arctic MX-4;
  • Материнская плата: Gigabyte X570 Aorus Master;
  • Дисковая подсистема: SSD Gigabyte GP-ASM2NE6200TTTD + HDD Western Digital WD10EZRX-00A8LB0;
  • Оперативная память: G.Skill SniperX F4-3400C16D-16GSXW, 2x8gb;
  • Корпус: Corsair Carbide 270R;
  • Блок питания: Cougar GX-F 750.

На время тестов частота центрального процессора была фиксирована на отметке в 4200 МГц, а оперативная память разогнана до 3800 МГц при сохранении штатных таймингов. Разумеется, при одновременном разгоне шины Infinity Fabric до 1900 МГц, благодаря чему сохранялось соотношение 1:1 между частотой оперативной памяти и её контроллера.

Тесты проводились из-под ОС Windows 10 Professional сборки 1909 с последними обновлениями на 18 апреля 2020 года. Для видеокарты использовались драйверы Radeon Software версии 20.4.1.

Все тесты проводились в разрешении Full-HD, для синтетических бенчмарков выбраны стандартные настройки, для игр — высокие настройки графики, за исключением The Outer Worlds, где настройки были изменены на очень высокие. Более подробно параметры в играх показаны в видео выше.

Тестовая видеокарта выпущена компанией Sapphire и относится к линейке Pulse, но всё сказанное ниже можно проецировать и на другие версии RX 5600XT — новые версии биос на данный момент представили практически все вендоры.

Тесты с оригинальным биос и сравнение с RX 5700

Итак, для начала рассмотрим карту в состоянии «из коробки».

В данном случае базовая частота ГПУ составляет 1560 МГц, лимит частоты в динамическом разгоне — 1620 МГц. Частота памяти, как и ожидалось, равна 1500 реальных МГц.

В случае тестовой видеокарты реальная частота ГПУ под нагрузкой, даже в стресс-тестах очень близка к максимальной частоте буста и колеблется в районе 1614 МГц. Разумеется, то же самое мы видим и в играх.

-3

На этих параметрах в тесте 3Dmark Fire Strike система выдаёт чуть больше 18 тысяч баллов, однако основной вклад здесь вносит центральный процессор. Балл же за графику можно округлить до 20 тысяч, тогда как даже референсный Radeon RX 5700 выдаёт здесь около 23 тысяч.

Для сравнения — результат референсного Radeon RX 5700 с Ryzen 7 2700X на ещё летних драйверах:

В бенчмарке Unigine Superposition система с RX 5600 XT и Ryzen 9 3900X (впрочем, этот бенчмарк практически не задействует ресурсы процессора!) выдаёт 9149 баллов, средний фпс — 68.43 кадра. Для сравнения, результат референсного RX 5700 — 10 393 балла и 77.74 кадра.

Опять же, результат референсного Radeon RX 5700 с Ryzen 7 2700X:

-4

Иначе говоря, несмотря на использование одинаковых ГПУ, разница между RX 5600XT и RX 5700 оказывается весьма ощутимой. Но напоминаю: это — разница «из коробки», и после прошивки RX 5600 XT результаты должны быть иными.

Инструменты для прошивки и где их достать?

Итак, мы наконец подходим к теме видео. Что нужно, чтобы прошить RX 5600XT новый биос?

На самом деле — всего две вещи:

  • Сама новая прошивка;
  • Утилита для записи биос на микросхему видеокарты.

Новая версия биос для видеокарты, что весьма логично, находится только на сайте её производителя. Просить условных владельцев карты с каких-либо форумов прислать вам файл с прошивкой, или скачивать его со сторонних ресурсов – решение, прямо скажем, не самое рациональное.

-5

Если у вас карта от Sapphire — заходим на сайт Sapphire, если от Powercolor — соответственно, на сайт Powercolor и далее по аналогии. Находим на сайте страницу, посвящённую именно вашей модели карты, открываем раздел загрузок и скачиваем необходимые файлы.

В качестве инструмента для прошивки будет использован AtiFlash — универсальная утилита, работающая и с картами на ГПУ Navi, и с предыдущими поколениями видеокарт AMD. Скачать её тоже желательно из источника с хорошей репутацией. В данном случае это архив ресурса Techpowerup.

Перед обновлением биос крайне желательно сохранить оригинальную прошивку в локальный файл, к которому, в случае чего, у вас будет прямой доступ. Сделать это можно с помощью всё той же утилиты GPU-Z, причём буквально в пару кликов:

-6

Прошивка bios в два клика

Итак, все необходимые приготовления сделаны. Теперь запускаем AtiFlash от имени администратора. Показываем утилите место расположения файла с новой прошивкой (конпка Load), и нажимаем кнопку записи (Program). Если процесс завершён успешно — вы получите соответствующее уведомление и предложение перезагрузить ПК.

-7

После перезагрузки система запустится в штатном порядке, экран разово моргнет, подтверждая, что драйвер распознал «новую» видеокарту, и в GPU-Z мы сможем увидеть повышенные частоты памяти и графического чипа. В данном случае оба показателя равны 1750 МГц.

-8

На новых параметрах количество баллов в бенчмарках заметно возрастает. Так, в 3Dmark мы получаем 19 730 итоговых баллов и почти 22 тысячи баллов за ГПУ. В Unigine Superposition — 9975 баллов, а средний FPS возрастает до 74.61 кадра. Разница по сравнению с референсным RX 5700 ещё есть, но она уже не настолько заметна. К тому же, полученные в результате прошивки частоты не являются окончательными — ручной разгон ещё никто не отменял.

Но что даёт новый биос в реальных играх? Разумеется, соответствующие тесты также были проведены.

Тесты в играх до и после прошивки

-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

Заключение

Прошивка нового официального биос — довольно простая процедура, для которой, к тому же, есть готовый инструментарий. Ничуть не более сложный в освоении, нежели утилиты для обновления биос материнских плат.

Прирост производительности с новой прошивкой получается ощутимым. И если в большинстве игр из тестового пакета он даёт запас для дальнейшего повышения настроек графики — то, например, в Red Dead Redemption ситуация более показательна. Здесь мы получаем комфортный геймплей на высоких настройках, тогда как со штатным bios настройки пришлось бы понижать ради стабильного FPS.

Да, прошивка не позволяет достичь уровня RX 5700, но этого стоило ожидать, учитывая разницу в подсистеме памяти. Однако приблизиться к этому уровню — запросто. И, как мы знаем, 1750 МГц далеко не предел для Navi 10, ведь и RX 5700, и RX 5700 XT способны разгоняться до 2200–2300 МГц по ГПУ.

Безусловно, разгонный потенциал Navi означает, что достичь 1750 МГц по ГПУ и памяти можно и без прошивки. Но, во-первых, при прошивке нового биос эти параметры сохраняются навсегда, вне зависимости от используемого для разгона софта, его версии и возможности сохранения профилей, и даже от системы, на которой вы используете видеокарту. А во-вторых, параллельно с увеличением частот возрастает и штатный лимит энергопотребления.

Для тестовой карты с оригинальной прошивкой этот лимит составляет 135 ватт, с новой — уже 160 ватт. Разумеется, в реальной нагрузке энергопотребление ГПУ не достигает таких величин. Это, опять же, можно увидеть на мониторинге в видео выше. Более того: после прошивки энергопотребление ГПУ изменяется в среднем на 10 ватт, что нельзя назвать существенным. Но повышение базового лимита энергопотребления означает и повышение его «потолка» при дальнейшем ручном разгоне даже без вмешательств в SPPT, а это тоже весомый бонус.

Нельзя забывать ещё об одном моменте. Прошивка официальной версии биос, выпущенной производителем вашей видеокарты, предназначенной именно для вашей модели и совпадающей по контрольным суммам – это легальный (!) способ разгона, который не может приводить к отказу в гарантии.