По Версальскому договору Германия лишилась права строить военные корабли с водоизмещением свыше 10000 тонн и артиллерией больше 280 мм.
Победители заставили немев подписать унизительные ограничения, не подозревая, что в 1922 году случится Вашингтонский морской договор. Который на полтора десятилетия заморозит строительство линкоров во всем мире, а иные корабли ограничит водоизмещением 10000 тонн и калибром артиллерии 203 мм.
Побежденная Германия внезапно оказалась в более выгодных условиях, чем победители! Так началась история «панцершифов». Сумрачного немецкого изобретения, которое было не похоже ни на один из известных кораблей. По размерам как крейсер, а борзость - как у целой эскадры!
Из-за большого калибра снаряды «панцершифов» были в три раза тяжелее, чем у других крейсеров. Одолеть «панцершиф» в бою мог только линкор. Но ни один линейный корабль не смог бы догнать немца в открытом море.
Скорость американских «стандартных линкоров» была 21 узел. У английских «Нельсонов» - 23 узла. «Куин Элизабет» - 25 узлов. Панцершиф» развивал 28 узлов.
Быстрее него были только крейсеры. Но и те - в гонках на коротких дистанциях.
Преследование «панцершифа» в океане было делом гиблым и бесперспективным. Немецкий рейдер сам выбирал место и время боя, на выгодных для себя условиях.
Впервые в мире немцы установили на военный корабль такого размера дизельные моторы. «Панцершиф» получил неоспоримое преимущество над крейсерами с паровыми турбинами. Немец мог проплыть 16300 миль со средней скоростью 18 узлов.
Потопить всех, кто слабее, и убежать от всех, кто сильнее. На практике смелые немецкие планы оказались не востребованы.
Один в поле не воин
В середине 1930-х в мире началось массовое строительство скоростных линкоров нового поколения: «Дюнкерк», «Кинг Джордж V», «Северная Каролина». Панцершиф перестал быть неуловимым.
У противников Германии были десятки военных кораблей. А панцершифов было построено всего три. «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал Граф Шпее».
Первая потеря случилась уже в первые месяцы войны.
В сражении у Ла-Платы «Адмирал Граф Шпее» дрался, как лев. Ему хватило десяти минут, чтобы разрушить «Эскетер». По итогам сражения панцершиф в одиночку отбился от трех вражеских крейсеров. Но в той ситуации он все равно проиграл. Поврежденный, с израсходованным боезапасом, загнанный и блокированный в Ла-Плате, он был вынужден совершить самоубийство.
Оставшаяся пара панцершифов принимала участие в операциях второстепенной важности, избегая участия в морских сражениях. За всю войну «Дойчланд-Лютцов» не смог выйти в боевой поход из-за проблем с дизелями, навигационных аварий и английских подлодок. Основное время просидел в «Балтийской луже», выполняя задачи «большой канонерки» и учебного корабля.
«Адмирал Шеер» бесцельно бродил по Арктике, стреляя из мощных пушек по советским метеостанциям. Храбро сражался с ледоколом «Сибиряков», который стал единственной добычей немецкого рейдера.
Проект «панцершиф» не смог вернуть Германии звание морской державы. Он быстро устарел, чему немало поспособствовали ошибки, заложенные в конструкции панцершифа. На корабле не было приборов для централизованного управления огнем вспомогательной артиллерии. Зенитные автоматы наводились вручную, что делало их огонь бесполезным. Дизельные моторы на полной мощности вызывали сильнейшую вибрацию корпуса, которая мешала артиллеристам и дальномерщикам наблюдать цели. Уровень шума сделал невозможным разговоры, офицеры в кают-компании обменивались записками.
Взвесив все «за» и «против» немцы вернулись к строительству боевых кораблей обычных классов: тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хипер», линейных крейсеров «Шарнхорст» и линкоров типа «Бисмарк».