Судно-трубоукладчик «Академик Черский» в СМИ называют не иначе, как «Судно, способное достроить "Северный поток – 2"», но оно все никак не доберется до места назначения
Пассажирский самолёт «Бройлер-747» терпит крушение над водами Атлантического океана в течение 325 серий. Экипаж лайнера отважно борется за спасение жизни пассажиров.
(журнал видеокомиксов «Каламбур»)
Трубоукладчик «Академик Черский» не терпит крушение, но уже 76 дней он идет неизвестно куда. Российские СМИ называют его «Судно, способное достроить "Северный поток – 2"», ровно с тех пор, как оно вышло из порта Находка. Судно регулярно меняет курс – то оно идет в Сингапур, то на Шри-Ланку, потом курс меняется на Суэц, или вообще на город Мапуту в Мозамбике. За ходом судна пристально наблюдают в России – еще бы, это не какая-то ржавая посудина, а вполне современное судно, которое было построено совсем недавно.
Но история начинается не в Северном море в районе Нидерландов, где судно находится сейчас, и даже не в Находке, откуда судно в феврале вышло в путь. Все начинается в декабре 2019-го, когда стало окончательно ясно, что Россия не сможет достроить газопровод «Северный поток – 2» в обозначенный срок.
Причиной стали санкции США в отношении швейцарской компании Allseas, суда которой занимались прокладкой газопровода в водах Балтийского моря. Швейцарцы вышли из проекта в самый неподходящий момент – когда строительство было завершено на 93,5%. Сразу возник вопрос, кто будет достраивать оставшиеся километры – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Трубы длиной 12 метров и диаметром около 1200 миллиметров дополнительно утяжеляются бетоном и вес каждой доходит до 24 тонн.
Буквально сразу после прекращения работы Allseas над проектом министр энергетики России Новак заявил, что у России есть судно, способное достроить газопровод – это «Академик Черский», но его нужно дооборудовать для таких работ.
Судно современное: оно было заложено на верфи города Тунчжоу в Китае в 2007 году по заказу некоей нигерийско-голландской компании по проекту норвежской компании, и сначала называлось Jascon-18. В 2011 году то, что было построено, перемещают на верфь в Сингапуре для достройки, и только в 2015 году судно выкупает сингапурский филиал российской компании со сложным названием «Межрегионтрубопроводстрой». Правда, эта контора взяла деньги на покупку в кредит у Газпромбанка под поручительство Газпрома (около 1 миллиарда долларов). В конечном итоге судну присвоили нынешнее название, оно немного постояло арестованным в Сингапуре, потом в Индонезии, а потом добралось до России – до порта Находка, откуда и вышло в путь 10 февраля. Но до настоящего момента на нем нет сварочного и монтажного оборудования, поэтому трубоукладчиком называть его сложно.
До сих пор ходят споры, будут ли использовать «Академика» под строительство СП-2, или оно будет работать на Киринском газоконденсатном месторождении. Сейчас у судна вновь поменялся порт назначения – теперь это снова Находка. Кто-то говорит, что так мы пытаемся запутать США (чтобы они не додумались ввести новые санкции), кто-то – что в России до сих пор не знают, что делать с этим судном и со всем проектом «Северного потока – 2».
Тем временем уже вложенные в проект миллиарды долларов могут никогда не окупиться – мировые цены на газ упали до рекордно низких уровней, а в Европе его потребление было минимальным из-за теплой зимы. В этой ситуации даже имеющиеся мощности недозагружены, а что тогда говорить о новом проекте?