Последнее время меня что-то потянуло на лёгкое чтение. И начал я читать детективы. Интересно же. На первой странице найден труп. А всё остальное время гениальный сыщик ищет преступника. И ведь находит! К сожалению всю классику детектива я перечитал ещё в ранней молодости по мере расширения доступа. Уилки Коллинз, Конан Дойл, Агата Кристи, Морис Леблан, Дэшил Хэммет, Роберт ван Гулик. И Рекс Стаут, и Эрл Стенли Гарднер и Диксон Карр. И уже стало трудно найти что-то новенькое.
Некоторые из последних прочитанных оставили очень неоднозначное впечатление. Я уже писал и о Джереми Робинсоне и о Жозе Сарамаго. И вот сейчас я выбрел на Роулэнд.
Лора Джо Роулэнд - писательница американская, но происхождения по родителям китайско-корейского. Родилась в 1954 году в Мичигане, там же окончила университет (бакалавр микробиологии), работала санитарным врачом в Новом Орлеане, позднее занималась разработкой топливных баков для космических кораблей. Интерес к детективам у неё от отца, который был поклонником этого жанра. После нескольких не очень удачных опытов писательница нашла свою изюминку, своего необычного ВД (Великого Детектива) и свою особую атмосферу.
Действия у неё происходят в Японии в эпоху сёгуната (военного правления). А именно в 1690-е годы при правлении сёгуна Токугавы Цунаёси (в Японии фамилия пишется перед именем) в столице сёгуна городе Эдо (ныне Токио). Эпоха Эдо - это как раз тогда, когда Япония уходит в изолят, отгораживаясь от всего остального мира, рассматривая как враждебную идеологическую диверсию даже анатомическое вскрытие трупа. Среди действующих лиц реальные исторические лица, такие, как сам сёгун Токугава, его мать, его верховный советник и фаворит Янагисава и другие.
Главный герой Сано Исиро, живущий строго по самурайскому кодексу, постоянно при этом сталкивается с придворными интригами, с нелепыми запретами и ограничениями и с ограниченностью собственных жизненных принципов. Писательница скрупулёзно насыщает свои романы массой удивительных подробностей, которые позволяют ощутить особую атмосферу этого мира. Следить за действиями персонажей захватывающе интересно. От романа к роману меняется и главный герой. потому имеет смысл читать их в порядке выхода в свет, тогда вся серия раскрывается как развёрнутая история жизни Сано Исиро.
И единственное, что мне не очень понравилось у Лоры Роулэнд, это некоторая (на мой взгляд чрезмерная) сексуальная озабоченность. То, что все персонажи постоянно совокупляются, это ладно, спишем на ограниченность самой жизни (интриги и секс - больше-то нечем заняться!). Спишем на общественную атмосферу и чрезмерную "толерантность". Почти каждый персонаж, независимо от пола, имеет и любовника, и любовницу. А значит постоянно является и субъектом и объектом ревности. Но подробное описание в деталях конкретного сексуального акта - это уже, на мой взгляд, перебор. И главное, это даже порнографией нельзя назвать, поскольку цель порнографии вызвать возбуждение, а технологическое описание деловых процессов, вызывает не возбуждение, а унылую скуку.