В 1472 году богатейшую по тем временам библиотеку привезла в Москву царевна Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии, ставшая супругой князя Ивана III. Деревянная Москва в ту пору, случалось, сгорала дотла. Опасаясь за судьбу бесценных манускриптов, Софья повелела построить под Кремлём тайник. Перед смертью Софья открыла секрет тайника своему сыну Василию. Тот привлёк для перевода чужеземных книг монаха Максима Грека, который составил подробную опись библиотеки.
Через много лет, уже став царём, Иван Грозный любил посещать заветное подземелье, листая древние манускрипты. Приводил монарх туда и своего любимого сына Ивана. Но однажды, в порыве неистовой злобы, Грозный убил сына. Мучимый раскаянием, убийца начал страшиться небесной кары и в начале 1584 года повелел привезти ему из Карелии волхвов и «вещих жонок» — предузнать свою судьбу. По расположению звёзд государю была предсказана смерть 18 марта. В этот день царь с утра чувствовал себя превосходно и даже замыслил на следующий день люто казнить обманщиков гадателей. Он попарился в баньке, испил кваску, сел играть в шахматы, но вдруг повалился на пол, захрипел — и вскоре отдал Богу душу. После смерти тело царя страшно распухло, приводя в ужас царедворцев. А по Москве поползли слухи, что это исполнилось проклятие Софьи Палеолог, которая была-де колдуньей и приговаривала с того света к лютой смерти каждого, кто осмелится посягнуть на тайну библиотеки под Кремлём. Как бы то ни было, последующий ход истории даёт пищу для размышлений: — царь Борис Годунов, по преданию, отыскал путь в тайник, но вскоре умер загадочной смертью, а семью его убили; — провозгласивший себя московским царём Лжедмитрий тоже был близок к разгадке тайны библиотеки, но оказался растерзан толпой, сожжён, а пеплом самозванца выстрелили из пушки. Дьяк Василий Макарьев обнаружил в тоннеле под Троицкой башней Кремля железную дверь под замками. О находке он доложил царевне Софье. Но вскоре разразился стрелецкий бунт, юный Пётр I заключил Софью в Новодевичий монастырь, где она умерла в строгом заточении, а Василий Макарьев бесследно исчез.
Наполеон во время пребывания в сожжённой Москве тоже пытался найти библиотеку – и с той поры фортуна от него отвернулась: он проигрывал сражение за сражением и умер за бесплодном острове Святой Елены загадочной смертью. Истёк ли срок проклятия Софьи Палеолог? Ответ даст только будущая история России.
Источник: Медведев Ю. Тайник под кремлём / Ю. Медведев // Чудеса и приключения. – 1999. – № 7. – С. 51.