Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Поминовение усопших – это неотъемлемая часть церковной жизни, так как христиане верят, что с земной кончиной не заканчивается путь души человека. Через Свою Крестную смерть и Воскресение Христос подарил людям вечную жизнь и возможность спасения. И потому умершие так же, как и живые, радуются Пасхе, а Радоница – это специально установленный для общего ликования день.
Но это совместное празднование и наша любовь к умершим проявляется вовсе не в том, чтобы принести на могилу пасхальный куличик и крашеное яичко, что скорее является языческой традицией, но в молитве и добрых делах, совершенных во имя усопших, – а для этого вовсе не обязательно куда-то идти во время карантина: совершить литию или прочитать канон по усопшим и сделать небольшое пожертвование можно находясь дома, да и отказ от выхода на улицу в сложившейся ситуации – это также во многом акт добродетели.