Найти тему
Настоящий 1945

Это был мой первый разговор о политике. Это не так сложно, как могло бы показаться

Марта Хиллерс, жительница Берлина. 29 апреля 1945

Мы едва выпили нечто, напоминающее кофе, и съели пару кусочков хлеба с маслом, как вошли Анатолий и его люди. Наш дом стал для них чем-то вроде ресторана: правда, посетители приносили еду с собой. В этот раз с ними был приличный мужчина, лучший из тех, кого я встречала: сержант Андрей, учитель по профессии. Узкий лоб, голубые глаза, тихий и умный. Это был мой первый разговор о политике. Это не так сложно, как могло бы показаться: у всех слов, связанных с политикой, латинские или греческие корни, так что они звучат похоже во всех языках. Андрей убежденный марксист. Он не обвиняет в войне лично Гитлера: он обвиняет капитализм, который и порождает гитлеров этого мира, и наращивание оборонноспособности стран. Он считает, что Германия может стать прекрасным партнером России, если установить здесь социализм. Мне понравился этот разговор: не из-за темы (я разбираюсь в ней не так хорошо, как Андрей), но просто поскольку он относился ко мне как к равной, он ни раз не прикоснулся ко мне. Он видел во мне не просто тело, как все другие до него.

Всё утро туда-сюда ходили люди. Андрей сидел на диване и писал отчет. Пока он был здесь, я чувствовала себя в безопасности. Он принес русскую военную газету, мне удалось узнать несколько знакомых названий берлинских округов. Не так много немецкого осталось в нашем городе.

К 10 утра собрались обычные гости: Андрей, Петька, Гриша, Яша, Ваня, который моет посуду на кухне. Они пили, ели, разговаривали. В какой-то момент Ваня повернулся ко мне и серьезно сказал: «Все люди плохие. Я тоже делал плохие вещи».

Около четырёх Анатолий проснулся и помчался по делам. Немного позже мы услышали громкий стук в дверь. Мы задрожали, у меня перехватило дыхание. К счастью, это всего лишь Андрей — тот учитель с голубыми глазами. Мы улыбнулись ему, вдова обняла его от облегчения. Он улыбнулся нам в ответ.

Мы хорошо поговорили: на этот раз о жизни, не о политике. Он говорил о себе, о том, что он видит в женщинах товарищей, а не просто тела, как он против «такого». Тут он неловко отвел глаза.

Он уверен, что его убеждения верны.

Источник: A Woman in Berlin. Eight Weeks in the Conquered City: A Diary by Marta Hillers, 1945. Published by Picador, 2006.

Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии. 

Читайте все записи Марты Хиллерс в её личном блоге, а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.