Найти в Дзене

Традиционный художественный текстиль Узбекистана 20 века

Появление коллекции художественного текстиля Узбекистана в отделе тканей Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства связано с историей формирования текстильной коллекции Музея народного искусства , переданной ВМДПНИ в 1999 г.

Она насчитывает более 200 предметов, хранящихся в фондах вышивки, тканей и одежды. Основу коллекции составляют тюбетейки, шелковые и полушелковые ткани, набойка (скатерти, покрывала, занавесы) конца 1930-х гг и вышивка (сюзане, наволочки на подушки ) конца 1930-х и начала 1950-х гг.

Также представлены и отдельные единичные предметы одежды (халаты, жилеты). Согласно записям в учетных документах Музея народного искусства, более 60 тюбетеек поступили в собрание в 1937 г. как экспонаты для Всемирной выставки в Париже 1937 г. Они были созданы в 1936 г. мастерами разных артелей из различных регионов Узбекистана: Маргилана, Шахрисабза, Чуста, Ферганы, Коканда.

-2

В коллекции Музея находятся тюбетейки различного типа: круглые и четырехугольные с золотной вышивкой, круглые, заполненные узорами, выполненными швом традиционной вышивки ироки, четырехугольные с цветочно-растительными рисунками, вышитыми цветными шелковыми нитями, и четырехугольные из ткани черного цвета с вышивкой белыми хлопчатобумажными нитями с узором в виде отдельных «восточных огурцов» (мотивы, известные как калампир или бодом).

По сравнению с колористической сдержанностью и глубиной натуральных красителей вызывающая яркость анилиновых, получивших распространение в производстве нитей со второй половины XIX в., обусловила новое звучание искусства традиционной вышивки. Значительное место в художественном текстиле Узбекистана занимает золотошвейное искусство, издавна известное на территории Средней Азии.

-3

Использование в вышивке различных по фактуре металлических нитей – пряденых, золотных (намотанная по спирали на нитку расплющенная тонкая проволока), бити (тонкая расплющенная проволочка), канители (тонкая проволочка, свернутая в спираль) – привносило в золотошвейный узор особую выразительность.

В коллекции текстильных предметов из Узбекистана несомненный интерес представляет мужской халат, изготовленный в Бухаре в начале ХХ в. и поступивший в музейное собрание в конце 1930-х гг. Бархатный халат на шелковой подкладке, отделанный по краям плетеной тесьмой из шелковых нитей, являет собой прекрасный образец традиционной одежды, богато украшенной золотным узором, демонстрирующей искусство золотного шитья.

-4

-5

В коллекции Музея находятся покрывало (курпачи) и комплект занавесок с ламбрекеном, изготовленные в 1930-е гг. мастером Гафуровым.

В архивных материалах отмечается, что мастера в тот период создавали оригинальные композиции набивных тканей, используя старые, еще дореволюционные набойные доски – калыбы.

-6

-7

Производство шелковых и полушелковых тканей в Средней Азии являлось одним из традиционных видов ремесла. Особый интерес представляли ткани с абровыми узорами, художественное своеобразие которых всегда подчеркивали и высоко оценивали специалисты по текстилю.

Крупные живописные многоцветные композиции, орнаментальные или абстрактные, поражают своей свободой и смелостью, а ткачество изготовленных вручную тканей – высоким качеством, требовавшим скрупулезного труда.

В фондах Музея хранятся около 150 образцов шелковых и полушелковых тканей, созданных в конце 1930- х гг. мастерами артелей в Коканде, Самарканде, Маргилане, Намангане и других регионах Узбекистана, сохранивших и развивавших в новых условиях традиции местного шелкоткачества.

-8

Источник: книга-альбом "Культурное наследие Узбекистана в музеях Москвы"