Найти тему

Контроллер для электровелосипеда российской разработки: компактный, мощный и надёжный

Привет друзья!

Несмотря на то, что рынок переполнен китайской продукцией, и заказать на Aliexpress недорогие комплектующие для электровелосипеда проще простого, находятся люди, заинтересованные в развитии отечественного производства и прикладывающие для этого немалые усилия.

Российский разработчик Markus Speed Controllers разработал и запустил в производство серию компактных, и в то же время мощных контроллеров для электровелосипедов и электросамокатов под названием Markus EVO.

Контроллеры для электровелосипеда Markus EVO
Контроллеры для электровелосипеда Markus EVO

Зачем?

Направление электротранспорта сейчас находится в фазе активного развития, и на смену бензиновым автомобилям приходят гибридные и электромобили. Среди двухколёсных транспортных средств наблюдается аналогичная тенденция, которая особенно проявила себя в 2020 году, на фоне пандемии и связанного с ней социального дистанцирования.

Это подтверждает график запросов Google за последние 5 лет - по нему видно, что даже в конце велосезона 2020 года по всему миру запросов "ebike" (электровелосипед) примерно столько же, сколько было в 2018 году в самый пик сезона.

Запросы "ebike" по данным Google за 5 лет
Запросы "ebike" по данным Google за 5 лет

Кроме того, несмотря на активное развитие, комплектующие для электровелосипедов, представленные на рынке, по-прежнему достаточно примитивные - при имеющихся габаритах они недостаточно мощные и надёжные, несмотря на широту доступной элементной базы и освоенных технологических процессов.

В добавок к этому, большинство доступных к покупке контроллеров не поддерживают работу с торк-сенсором (torque sensor, датчик крутящего момента), позволяющим более эффективно использовать энергию батареи и увеличить запас хода.

Торк-сенсор (torque sensor)
Торк-сенсор (torque sensor)

Говоря о торк-серсорах для электровелосипедов, стоит заметить, что представленные на рынке варианты имеют определённые недостатки, касающиеся как низкой влагозащищённости, так и нестабильности выдаваемого на контроллер сигнала.

В связи с этим, российская компания ведёт разработку собственного торк-сенсора, который бы отвечал всем необходимым требованиям.

Конечно, европейские бренды вроде Specialized выпускают качественные электровелосипеды с центральными (кареточными) моторами, которые хорошо показывают себя на соревнованиях и занимают первые места. Но цены на них чаще всего оказываются слишком высокими для преобладающего большинства российских граждан.

Разработка и тестирование

Имея за плечами огромный опыт в области радиоэлектроники для судомоделей, гоночных авиамоделей и БПЛА, Markus Speed Controllers приложил все усилия для создания контроллера, отвечающего современным требованиям компактности, производительности и надёжности.

Первая версия получилась настолько компактной, что поражала воображение. Китайский контроллер на 45 А и Markus EVO на 50 А сопоставимы по мощности, но в разы отличаются по габаритам.

Китайский контроллер на 45 А и Markus EVO на 50 А
Китайский контроллер на 45 А и Markus EVO на 50 А

Для первого тестирования к плате контроллера подпаяли необходимые провода, после чего она была помещена в корпус из поликарбоната и закреплена на алюминиевом радиаторе для отвода тепла. Радиатор зафиксирован на подседельной трубе велосипеда.

Первое тестирование Markus EVO
Первое тестирование Markus EVO

Перепробовав несколько вариантов креплений и корпусов, было принято решение использовать алюминиевый корпус, а для обеспечения максимальной теплоотдачи и влагозащиты полностью залить его теплопроводным компаундом.

Markus Speed Controllers продолжал совершенствовать программную и аппаратную части, а также реализовал возможность программирования и обновления прошивки через USB.

Программное обеспечение

Для подключения контроллера к компьютеру используется специальный кабель, который с одной стороны имеет разъём подключения к контроллеру, а с другой - USB-порт для подключения к ПК.

Текущая версия программного обеспечения позволяет настроить контроллер на работу с аккумулятором произвольной конфигурации, установить ограничение максимального батарейного и фазного токов, настроить защиту от перегрева мотора и самого контроллера.

Кроме этого, предусмотрены подробные настройки для датчика педалирования (PAS) и датчика момента (Torque), включая чувствительность сенсора.

Версии

Серия контроллеров Markus EVO на момент написания статьи включает четыре версии, которые имеют одинаковые габариты (40х20х85 мм) и вес (160 грамм), но отличаются по другим параметрам.

Компактные размеры позволяют эстетично установить контроллер практически на любой электровелосипед или электросамокат.

Габариты контроллеров Markus EVO
Габариты контроллеров Markus EVO

Первые две цифры в названии модели обозначают её рабочее напряжение, последние две - максимальный батарейный ток. Например, версия EVO 5020 подойдёт для электровелосипедов с батареей на 48 В и двигателем мощностью до 1000 Вт.

Причём в данном случае мощность 1000 Вт является долговременной, при внешней установке с минимальным обдувом, так как КПД контроллера высокий, и он практически не греется.

Характеристики контроллеров Markus EVO
Характеристики контроллеров Markus EVO

В зависимости от мощности, отличается сечение силовых проводов: чем выше мощность, тем больше сечение. Силовые провода имеют силиконовую высокотемпературную изоляцию.

Надёжность

Благодаря грамотной конструкции, качественным комплектующим и заполнению теплопроводным компаундом, обеспечивающим защиту IP67, контроллеры серии Markus EVO значительно превосходят по надёжности китайские аналоги и не только.

Контроллеры Markus EVO уже успешно работают на нескольких велосипедах, о которых были статьи на канале, - таких как фэтбайк Silverback мощностью 1600 Вт, двухподвес Norco, женский хардтейл Norco и стильный Haro Double Peak.

Контроллер Markus EVO 2035 на велосипеде Haro Double Peak
Контроллер Markus EVO 2035 на велосипеде Haro Double Peak

Исполнение

В случае "коробочной" версии, из контроллера выходит 5 силовых проводов - 2 провода питания и три фазных провода на двигатель.

Для слаботочных сигналов предусмотрен разъём, а в комплекте прилагается подробная инструкция о том, какой контакт за что отвечает. В этом случае вся ответственность за корректность распайки проводов разъёма ложится на покупателя.

Контроллер Markus EVO 5020
Контроллер Markus EVO 5020

Кроме этого, существует возможность заказать уже распаянный контроллер с герметичными разъёмами и хомутами крепления на подседельную трубу нужного диаметра.

Такой вариант позволит сэкономить время и упростить процесс сборки электровелосипеда своими руками.

Распаянный контроллер Markus EVO
Распаянный контроллер Markus EVO

Несмотря на то, что контроллер уже производится серийно, Marcus Speed Controllers продолжает совершенствовать программное обеспечение, давая возможность покупателю обновить ПО и получить новые функции.

И мне действительно приятно быть в некоторой степени причастным к этому процессу, описывая в статьях подобные российские разработки. Надеюсь, было интересно.

Если понравилось, ставьте "палец вверх" 👍 и подписывайтесь. Это очень мотивирует к написанию новых статей!

СПАСИБО, что дочитали до конца, и до встречи! 👋