Дружеские рукопожатия, сдержанные улыбки, много слов о сотрудничестве и укреплении. Международные встречи на высшем уровне напоминают рекламные ролики. Но это лишь фасад, отлакированный для истории глянец.
Главное остается за кадром. Самые важные решения принимаются как бы между делом - в бане, на охоте и даже... в туалете.
К примеру: В июле 2006 года мировая общественность вздрогнула. На проходящем в малайзийской столице Куала-Лумпур региональном форуме АСЕАН по вопросам ядерных вооружений наконец-таки договорились между собой давние соперники - Китай, Япония и Северная Корея.
Спор между дальневосточными соседями продолжался 10 лет. В течение этого времени политики не раз собирались на официальном уровне, но никак не могли достичь взаимовыгодного компромисса.
Как тогда сообщило агентство Lenta.ru со ссылкой на иностранные источники, разрядку в эти сложные отношения внесли 20- минутные переговоры с глазу на глаз, которые главы МИД Японии и Китая провели... в мужском туалете.
Когда министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин вошел в уборную, он обнаружил у соседнего писсуара японского коллегу Таро Асо. Мужчины перекинулись парой слов за жизнь, оценили мужские «статусы» каждого и прониклись друг к другу доверием.
А доверие между политиками - первый шаг к успешному сотрудничеству.
- Ситуация, когда многолетний конфликт запросто разрешился в туалете, для политической истории не единичный, - говорит политолог Иван Курехин.
- Когда в страну с визитом приезжает крупный политик, то наряду с официальной частью (присутствие за столом переговоров) предусматривается и неофициальная (охота, экскурсии, просто общение). Таким образом создается «параллельное пространство», в котором можно более свободно объясниться друг с другом. Общение в неформальной среде сближает, и чем эта среда "страннее", тем эффективнее решаются вопросы.
Это очень тонкий момент, но когда один политик встречает своего оппонента у писсуара, то весь официоз в их отношениях исчезает напрочь. Возникает обычное мужское взаимопонимание. В туалете, как и в бане, все равны.
Истоки туалетной дипломатии
Огромную важность совместного времяпровождения в туалете как стратегического мероприятия осознал еще Петр 1.
Великий государь был отличным психологом и понимал, что групповое оправление нужды сближает даже заклятых соперников. Повернется ли язык отказать человеку, с которым ты отливал под одним кустом?
А посмеет ли он потом подложить свинью тому, с кем стоял рядом с расстегнутыми портками? Разумеется, нет. Примерно так император и наставлял молодых дворян, которые отправлялись грызть гранит науки и заводить важные знакомства в Европу.
Спустя двести лет Леонид Брежнев продолжил туалетное дело. Генсек вообще не любил встреч на высшем уровне в Кремле и всех высокопоставленных гостей советской державы в обязательном порядке приглашал в заповедник Завидово. Шашлычок и сорокаградусные напитки на природе делали свое дело, и вот уже скоро политические лидеры шли бок о бок справлять нужду к ближайшей березке.
В 1972 году в Москву приехал госсекретарь США Генри Киссинджер. С ним велись важнейшие переговоры, и очень многое зависело от того, сумеем ли мы подписать предварительный договор о сокращении ядерных вооружений. Поэтому за Киссинджером ухаживали на самом высоком государственном уровне. Выяснили, что ему нравятся полные низкие брюнетки, - и именно такие «лебедушки» проплыли сомкнутой четверкой по лебединому озеру Большого театра.
Но госсекретарь США не сдавался и не шел на уступки. Тогда-то Брежнев и пригласил его в Завидово. ... Была объявлена охота на лосей.
Леонид Ильич и мистер Генри заняли позицию на смотровой вышке, предварительно взяв на высоту изрядное количество горячительных напитков. Спускаться вниз, чтобы справить нужду, возможности не было, боялись упустить зверя. Киссинджеру ничего не оставалось, как облегчаться вместе с Брежневым прямо «с небес».
Что тут говорить о Путине, который ставил в тупик международную политическую элиту.
Прошлый канцлер Германии Герхард Шредер предупреждал американского коллегу Буша: не будем помогать Путину, пока не присмотримся, что он за человек. Что ж, присмотрелись.
До сих пор Шредер и Путин - неразлейвода, и экс-канцлер ФРГ даже избирался председателем комитета акционеров компании по строительству Северо-Европейского газопровода.
Несмотря на нордической характер и сугубо практический немецкий подход «дружба дружбой, а денежки врозь», Шредер в бытность свою первым лицом Германии закрыл глаза на российский долг и любил повторять: «Владимир - мой самый близкий друг».
...Поговаривают, что первый раз Владимир Путин «вошел в струю» с Герхардом Шредером в знаменитом ресторане «Царская охота» на Рублевке в апреле 2004 года. Весь вечер лидеры двух стран пили пиво с баварскими колбасками и вместе не раз ходили к писсуару. После этого их отношения стали предельно доверительными.
Жаль сейчас лидеры Европы нынче не те, а то "секретный прием Владимира Путина" (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо) довел бы до реального объединения России с Европой.