Запрудное
История
Село в XIV — XVIII веках
Запрудное — одно из древнейших сел Поволжья. Оно впервые упомянуто в Нижегородской летописи под 1371 годом:
Втоже время былъ въ нижнемъ новѣ градѣ Гость тарасій Петровъ сынъ, Болши его изъ гостей небыло. Откупалъ онъ полону множество своею казною всякихъ чиновъ людей. И купилъ онъ себѣ вотчину у великаго князя за кудмою, на рѣчкѣ на судовикѣ шесть селъ: село садово, а въ немъ церковь Бориса и Глѣба. Да Хрѣновское, Да запредное, Да залябьейково, да мухарки. А какъ запустѣлъ отъ татаръ тотъ уѣздъ, и Гость тарасій съѣхалъ къ москвѣ изъ нижнего.
В начале XIV столетия село принадлежало мордовскому князю Мурапчину. После же основания в 1341 году Нижегородско-Суздальского княжества самый состоятельный нижегородский купец Тарас Петрович Новосильцев откупил его в 1371 году вместе с обширными землями по берегам речки Сундовика (это территория современного Лысковского района), заселив село выкупленными из татарского плена русскими людьми.
Одна из легенд гласит, что свое название село получило от имени тихоструйной речки Запрудненки, на которой оно стояло, именовавшееся так из-за перегораживаемых речку мельничных плотин местных крестьян. Другая легенда говорит о том, что раньше жители Запрудного делали свистульки или дудочки из бузины или тальника, который рос в большом количестве по берегам речки, и поэтому эту речушку стали называть Дударовка. Эти две легенды сохранились в народных преданиях.
В течение нескольких десятилетий село развивалось в относительно мирных условиях жизни под защитой гарнизона Нижнего Новгорода на важнейших торговых путях Древней Руси, но в конце XIV века, после набега на край сначала царевича Золотой Орды Араб-шаха (Арапши), а затем и мордовских князей — Запрудное было разорено. В конце XIV века князь Дмитрий Дмитриевич подарил Нижегородскому Печерскому монастырю поля Запрудное, Коропово и село Юрьевское с деревнями. Но каждый раз село возрождалось на пепелищах вновь и вновь.
В середине XVI века Запрудное значилось государевым бортным силищем, приписанным к селу Кадницы: в 1561 году писец Петр Туров описал в числе дворцовых нижегородских сел и «Кадниче на реке на Кудьме, а в нем была церковь Иван Святый, и тое церковь разорили казанские люди. Да в селе 6 дворов крестьянских да 4 займища, а людей во дворех и на займищах 10 человек, а оброку давали с села с Кадниче да с пустоши с Дударева да с селышка Запрудново по дворецкой грамоте 6 пуд меду да пошлины».
Обилие меда вызвало в Нижегородском крае широкое развитие местного бортничества (борть — колода для пчел, подвешиваемая на дерево или дупло). Государство отводило в лесах участки — «бортные ухожаи», которые передавало бортникам-пчеловодам в оброчное содержание. Съемщики обязаны были ежегодно платить по 1 пуду меда в срок на Семенов день (1 сентября), пчел разводить вновь и заботиться о новоделье, на перевод не пустошить пчел, в чужие бортные участки не ходить, лесу дельного (т.е. строевого) не ронять, сторонних людей в лес не пускать. Договор заключался письменный, при свидетелях; в случае гибели в лесу бортных деревьев с бортников взималась большая пеня. Получив участок, бортник придумывал, для отличия его от всех других, особое клеймо — «знамя», попросту делал затесы на дереве. Кроме сбора медом, с бортников причитались еще в пользу государя пошлины деньгами.
После присоединения в 1552 году Казанского ханства к Москве в Запрудном была восстановлена церковь и оно стало официально именоваться селом. Сохранялось таковым и в годы Черемисских войн конца XVI столетия. В 1588 году Запрудное по-прежнему оставалось дворцовым селом, но в начале XVII века (видимо в 1606 году) Запрудное было пожаловано «боярским» царем Василием Ивановичем Шуйским в поместье оказавшимся на русской службе в нижегородском гарнизоне немцам: Ивану Беиру, Юрию Юрьеву, Петру Берзуну и Ивану Дедрикову. Впоследствии помещики отчасти менялись, но по-прежнему село оставалось во владении служилых иноземцев вплоть до XVIII столетия. Каждый помещик считал необходимым иметь в Запрудном свой двор, поэтому необычным по составу жителей село оставалось и после воцарения Михаила Федоровича Романова, в 1613 году. Тогда в Запрудном стояло 6 помещичьих усадеб, 6 крестьянских и такое же число бобыльских дворов — всего 21 двор, вместе с дворами попа Рождественской церкви Дея и его причетников. Причем, у немца Клауса Гетлина в 1613 году в селе было сразу 2 помещичьих усадьбы, но не оказалось ни одного крестьянина. Принадлежащие же ему пашни оказались давно заброшенными, поросшими кустарником и мелколесьем.
Стабилизация положения в стране после «Смуты» благотворно сказалось и на жизни нижегородского села Запрудного. В 1621-1623 годах в нем, кроме дворов причта Рождественской церкви, насчитывалось уже 8 помещичьих усадеб, 50 дворов крестьянских и 9 дворов бобыльских — всего 70! Менее чем за десять лет численность жилых дворов в селе возросла более чем в 3 раза!
Тенденция заметного роста числа дворов и значительного увеличения жителей в Запрудном отмечалась до середины XVII века. Тогда село оставалось во владении служилых иноземцев и их родственников, но сами они в Запрудном уже не жили. Помещичьи усадьбы занимали их слуги или наемные работные. У Петра же Етлина все крестьяне разбрелись по дальним районам России и его части села дома стояли пустыми, с давно забитыми окнами и дверьми.
Тем не менее в Запрудном число жилых дворов к 1646 году достигло 49 крестьянских хозяйств и 21 бобыльских. Общее же число мужчин в селе оказалось тогда 215 — более 430 человек обоего пола! Но стремление иноземцев получить со своих поместий наибольший доход и усиление эксплуатации вынудило часть запрудновцев бежать из родного села. Так в 1642-м году вместе с женой и детьми бежали из Запрудного Степан Степанов по прозвищу Грохотин, и Максим Марков, прозванный в обиходе Корноухом. Но тут же, в самом селе, нередко вылавливали сыщики беглых из других районов России. Так, в 1646 году власти Троице-Сергиева монастыря обнаружили в Запрудном своего беглого крестьянина Григория Федорова и вместе с детьми и нажитым имуществом вывезли на прежнее место жительство, в подмосковное село Тургенево. К середине XVII века все приписанные к селу земли оказались хозяйственно освоенными, в том числе и те, которые десятилетиями оставались заброшенными - под перелогом. Бобыли же по-прежнему занимались работами в лесу (рубкой строевого леса и жжением древесного угля, бортничеством и охотой), а также отходными промыслами (возили по подрядам хлеб и иное крестьянское «зделье» своих состоятельных односельчан на Макарьевскую ярмарку, нанимались летом в работные на купеческие караваны волжских судов).
Крупным торгово-промысловым селом Запрудное вступило в бурную и противоречивую в оценках Петровскую эпоху. Несмотря на увеличивавшиеся с каждым годом поборы в казну (кроме обычных денежных и натуральных податей своим помещикам запрудновцы ежегодно платили дополнительные деньги на наем лошадей для перевозки государственных грузов, ямщикам «на подмогу», на выкуп пленных из неволи, на строительство российского морского флота, «на корм» офицеров, присылаемых в Нижегородский край для исследования «татинных и разбойных» дел), оно сумело сохранить тогда как численность населения, так, в основном, и число жилых дворов. В начале XVIII столетия в Запрудном кроме 5 усадеб помещиков и 3 дворов причта Рождественской церкви насчитывалось 54 крестьянских хозяйства и 27 изб бывших бобылей.
Среди 5 усадеб помещиков находилась усадьба Ольги Васильевны Чичериной-Пушкиной — бабушки А.С. Пушкина. Село Запрудное входило в вотчину помещицы с 1715 по 1852 годы. В селе находилась главная ее контора, власть которой распространялась на деревни Бешенцево, Новинки и другие поселения.
В Запрудном жила сестра бабушки А.С. Пушкина (двоюродная бабка) Варвара Васильевна Чичерина. Когда она умерла в 1825 году, ее Калужское имение перешло к дяде поэта Василию Львовичу Пушкину. А отец, Сергей Львович, в этом же году получил по завещанию деревню Кистенево, которую позже подарил сыну к свадьбе. Кистенево входило в Сергачский уезд Нижегородской губернии. Горьковские краеведы обнаружили в уездных архивах документы «о вводе коллежского секретаря А.С. Пушкина во владение».
Таким образом жизнь великого поэта, его родственников связана с селениями нашей области, среди которых, наряду с Болдиным, Сергачем, Кистенево, можно упомянуть и село Запрудное. Бытует версия, что и сам великий поэт приезжал для сбора материалов повести «Капитанская дочка».
Запрудное с XIX века
Деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы построена, согласно адрес-календарю Н. Н. Драницина, в 1796 году. Храм двухпрестольный. Главный престол назван в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй престол — в честь Николая Чудотворца. Священником был К. А. Виноградов (42 года, в приходе с 1871 года), псаломщиком — П. А. Алмазов (41 год, в приходе с 1887 года). Церковный староста К. А. Чигаров служил в приходе с 1905 года. Служба в церкви была по праздникам. Венчались тоже в церкви и не только запрудновские, но и калининские и докукинские.
В XIX веке в Запрудном было четыре помещика — четыре барщины. Всё село было разделено на четыре части и каждая принадлежала помещику. Самый богатый был Куприянов, принадлежали ему конец села и порядок за рекой. Самый бедный из помещиков — Чичерин, но самый злой, имел всего 10 хозяйств. Он заставил своих крепостных крестьян рыть са́жалку (озеро). Крестьянам дорого было время — надо было свои поля обрабатывать, а их заставляли копать для барина. И они копали землю лопатами, выносили её на носилках. Выкопали, посередине озера бугорок — островок оставили. Там беседку (щлянку) застеклённую выстроили, мост с берега провели. Берега обсадили кустарниками — бузиной. Когда цветёт красиво и осенью ягодой красной покрывается — тоже красиво. Барин с барыней и с гостями гуляли на лодках по озеру, в беседке чай пили. В 1900 году пожар был большой, и на са́жалке тоже всё сгорело. Вётлы большие, старые с дуплами, в 2 и 3 обхвата — сохранившиеся до наших дней — тоже были посажены крепостными барина Чичерина. Помещик умер в 1886 году, похоронен с женой у церкви. И памятник там был мраморный, а слова золотые. В 1917 году был пожар (сторож жаровню оставил от кадил) — церковь сгорела и больше не восстанавливалась, памятник обгорел и с этих пор всё нарушилось. Село Запрудное было с забитым, неграмотным населением.
Земли у крестьян было мало, поэтому садов в селе не было, даже малины и смородины не садили — ценили каждый клочок земли. На семью в среднем приходилось 3/4 га (75 соток) земли. Землю делили не по едокам, а по душам (душой считались люди мужского пола). Многие семьи были большие, и если в семье человек десять и все в основном девочки, то на них землю не выделяли. Поэтому Запрудновцы, кто мог, шли на заработки к волгарям в Кадницы. В Кадницах земля была, а обрабатывать её всю не могли, т.к. весной мужчины уходили на Волгу на пароходы служить. Вот они и отдавали землю обрабатывать крестьянам из других сёл. Запрудновская беднота обслуживала кадницких. Зарабатывала пудов 12, а женщины — жнеи — по 25 пудов. На прокорм хватало с помощью этих заработков. Для обуви и одежды использовали шерсть и шкуры овец — валяли валенки, шили шубы. Бельё шили из холоста, который изготовляли сами изо льна: посеют лён, сожнут, свяжут в снопы, мочат его, потом мнут, треплют, прядут и только потом из нитей ткут. Сеяли льна 20 фунтов в год (8 кг).
Когда у крестьян появлялась излишняя сила (парни, если их было несколько в семье), — их родители посылали на водный транспорт в матросы. Шли в Кадницы на поклон к капитану парохода зимой. Чтобы попасть в матросы, капитан осматривал парня с головы до ног, заставлял расколоть «пятерик» дров (5 погонных сажень по 26 вершков длиной — больше пяти кубов) или пилить, проверяя силу и здоровье. К зиме парни приезжали домой с водного транспорта. Если сын привозил деньги, тогда ему разрешали из чугуна целую неделю брать на выбор картошку. Оклад был у матросов 12 рублей в месяц, 2 рубля 50 копеек отдавали в столовую, отдельно платили за сахар, чай, белый хлеб.
Первый советский магазин был открыт в 1927 году, продавцом стал Чупрунов Михаил Якимович.
Колхоз в Запрудном образован был в феврале 1930 года. Приехавший из района представитель райисполкома Ныров организовал собрание в школе, на котором Михаила Якимовича Чупрунова избрали в члены правления организованного колхоза счетоводом, т.к. он был грамотным человеком, прекрасно разбирался в математике. У Чупрунова племянник служил на границе прожектористом — границу освещал и Михаил Якимович предложил назвать колхоз «Прожектор» — что он будет жизнь освещать. Председателем избрали водника Аляева Александра Николаевича. Он был коммунистом, но приезжал только на зиму, селом не интересовался и люди были не в духе от такого председателя.
Весной в сельском совете организовали сбор семян от населения, за неподчинение — могут расстрелять. Дали помещение для семян, которое оказалось непригодным, т.к. полы были со щелями, крыша дырявая. Амбар отремонтировали лесом, привезённым Чупруновым из-за Волги для ремонта дома. Начали принимать семена по едокам. Объясняли людям, как будет улучшаться жизнь. Семена сдали почти все, только 4 семьи не сдали — собрали семян достаточное количество для сева, стали сортировать, работали активно. Сторожили семена день и ночь. К севу подготовились как для себя.
А тут вышла статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Читали статью все, переходила она со двора на двор. Смысл был понят: колхоз организовать только на полном доверии. Члены только что организованного колхоза заколебались, а председатель Аляев А. Н. не вступился за сохранность колхоза и смотрел на это «сквозь пальцы». Люди стали приносить заявления о выходе из колхоза. Остались только несколько семей: Новиковы, Чупруновы, Кокурочкины. Стали раздавать семена, всё опять перевешивали — и семена и отходы. Из-за неудачной политики в организации колхоза, он распался.
Второй колхоз назвали «Пробуждение». Опять предложил название М. Я. Чупрунов: «сначала уснули от политики, а теперь пробуждаемся». Приехавший из райкома Александров Фёдор Васильевич начал организацию колхоза уже другим способом: решено было подобрать людей для колхоза и этих подобранных людей пригласить на собрание, выбрать учредителей колхоза из их среды. Из первого колхоза как раз оказалось 5 человек: В. С. Швецов, М. Я. Чупрунов, Н. В. Новиков, И. Я. Кокурочкин, П. С. Сауткин. На проведенном собрании выбрали председателем Швецова Вячеслава Степановича.
Приступили к работе. Прежде всего, стали агитировать тех людей, которые имели лошадей — без лошадей в колхозе ничего не сделать. В колхозе стало 3 лошади: одна крива на левый глаз, другая на трёх ногах, т.к. нога у неё была срезана сошником. Пригласили Гусева Алексея Фёдоровича, — у них была лошадь, у отца его была мельница. Также помогал в организации колхоза сын Н. В. Новикова, комсомолец. Большую помощь в работе колхоза оказывала учительница Евдокия Михайловна Ермакова — в сенокос выходила в поле разбивать валки. Стали наделять землю и колхозу нарезали самую лучшую. Семян хватило. Очень большой собрали урожай, который разделили по трудодням — колхозникам выдали по 8 кг зерна. Все были довольны.
В 1959 году был организован один из крупнейших совхозов Кстовского района — «Запрудновский».
В современном виде село было основано в конце 60-х годов XX века как экспериментальное поселение сельского типа и было изначально прикреплено к совхозу «Запрудновский». Первоначально существующая малочисленная деревня в настоящее время называется «Старое Запрудное».
14 ноября 1985 года село Запрудное посетил член Политбюро ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Андреевич Громыко. На животноводческом комплексе А. А. Громыко побеседовал с работниками фермы, осмотрел культурно-спортивный комплекс, посетил новый дом супругов полевода Нины Александровны и электрика Юрия Дмитриевича Сухановых, встретился с детьми и воспитателями в детском комбинате совхоза.
Сегодня село представляет собой крупный культурно-производственный центр: есть средняя школа, Дом культуры, библиотека, детсад, амбулатория, аптека.
В 2012 году для прихожан построена деревянная храм-часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 21 сентября 2012 года церемонию освящения храма провёл Благочинный Кстовского округа Нижегородской Епархии иерей Алексей Ёлкин.
2 мая 2013 года в Запрудном случился крупный пожар — сгорело более 200 хозяйственных построек.
20 августа 2017 года в селе Запрудное состоялась закладка деревянного храма в честь святой мученицы Татианы. Ранее на его месте был пустырь. Чин закладки совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. 10 октября 2019 года состоялось освящение Татианинского храма, рассчитанного на 200 человек. Чин освящения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Население
Изменение численности населения происходит под влиянием как естественного, так и механического движения.
Распределение населения по возрастным группам на 2010 год следующее: дети от 0 до 15 лет — 15,6 %; трудоспособное население — 61,4 %; старше трудоспособного возраста — 23,0 %.
Данные показатели характеризуют низкий уровень детской возрастной группы, однако трудоспособное население занимает в общей численности значительную величину, что может послужить хорошим фактором в дальнейшем положительном изменении возрастной структуры населения.
Из общей численности населения 44 % составляют мужчины и 56 % — женщины.
Вся информация из Википедии