Найти в Дзене
Ольга Таволга

Антверпенская Шестёрка. Что нужно знать о моде 90х.

Ярчайшая одна "примета 90х" - Антверпенская Шестёрка - Antwerp Six
Антверпенская Королевская Академия Изящных Искусств.
Выпуск 1980-1981-1982 годов.
Наставник Линда Лоппа.
(Где-то мне встречалась информация, что при обучении это была одна группа, но пока продублировать её не удалось.)

Первый совместный показ в Лондоне в 1988 году.
"Эти имена пошатнули репутацию Парижа как безоговорочного центра моды, показав свой взгляд на высокую моду. И хотя часть идей уже развивалась в начале 80-х в Японии, для Европы бельгийский вклад оказался историческим."

-2

За этим краткими до тезиности двумя предложениями стоит удивительной насыщенности творческий процесс, то объединяющий этих дизайнеров в одну команду, то расходящийся на разные потоки.
Удивительное чувство своего времени в движении. Создание опорных точек, как для себя, так и для целых направлений в моде.
Яркая индивидуальность в работе каждого, но общность некой волны, на которой их история продолжается уже около тридцати лет.
Ключевое слово для меня - "процесс". Не зафиксированный снаружи временными и стилистическими рамками.
Скорее искусство воплощаемое в моде, чем мода заимствующая у искусства.
Именно эти сочетания - индивидуальности и похожей силы поиска у каждого, нестандартность подхода в выбранной нише, последовательность говорящая об очень крепкой школе, но одновременно отсутствие "заимствования у самого себя" от беспомощности во время творческих кризисов (что тоже свидетельствует о высочайшем уровне профессионализма, как дизайнеров, так и тех, кто стоит за их обучением) - и являются для меня "одной из лучших примет того времени".
Заявкой на победу, в мире поменявшим правила, но не сумевшим отменить действительно крепкий фундамент и действительно живой интерес к профессии и процессам происходящим вокруг, влияющим и пронзающим мир моды.
Текст почти без "картинок", чтобы не создавать дополнительного информационного потока.
Это во многом история о концепции, ей позволительно быть какое-то время не иллюстрированной.

Фотосессия коллекции Анн Демельмейстер 1990 год.
Фотосессия коллекции Анн Демельмейстер 1990 год.

Анн Демельмейстер
(Ann Demeulemeester)
1959 год рождения.
Своя марка с 1985 года.
Чёрный, белый, серый, коричневый. Осмысленное разнообразие фактур, сочетание разных тканей, кожа, разрезы и разрывы полотна, не нарушающие тактильную и визуальную целостность вещи и силуэта.
Деконструктивизм - но однозначно пригодный, предназначенный для ношения.
Допустимо использовать оборот "немного похожа на Реи Кавакубо" - но словно бы сводная, настроенная не только философски, но и практично сестра, которая сразу же думает, скорее "бесспорно ощущает" людей, которые будут это носить.
Цитаты: "Хотеть понравиться – значит потерять себя."
"Я создала эту коллекцию, потому что люди постоянно подходили ко мне с одними и теми же вопросами: "О, мне так нравились те брюки.""
Последние годы живёт на окраине Антверпена в доме, построенном Ле Корбюзье.

Вальтер ван Бейрендонк. Собственной персоной в коллекции весна-лето 2001.
Вальтер ван Бейрендонк. Собственной персоной в коллекции весна-лето 2001.

Вальтер ван Бейрендонк
(Walter Van Beirendonck)
1959.
Его творчество невозможно описать.
Смешение всего - исторических, современных и фантастических силуэтов, цитат из мультфильмов и комиксов, принтов и слоганов.
Сочетания ярких, "безумных" цветов при явном умении работать с сложным колоритом.
Сочетание современных технологий и внезапного вкрапления ручных приёмов.
Концертные костюмы для тура U2 в 1997 году.
"Культурный посол Фландрии" в 1999.
С моей точки зрения - его работы нужно хотя бы однажды увидеть любому, кто выбрал заниматься дизайном чего-бы то ни было - для шокирующего и одновременно мягкого, долгоиграющего "расширения горизонтов".

Дирк Биккембергс. Футболка из старых коллекций.
Дирк Биккембергс. Футболка из старых коллекций.

Дирк Биккембергс
(Dirk Bikkembergs)
1959.
Информация о нём не достигла русскоязычных модных журналов тех лет, так что "своего представления" о его творческом пути у меня нет.
Поиск по картинкам выдаёт эксперименты в общем настрое времени и школы в 1990х годах, явственно перешедшие в уверенное коммерческое решение.
Кэжуал, спорт.
Много спорта.
"В 2001 году получил право провести показ на домашнем стадионе ФК Милан.
В 2005 году на стадионе ФК Барселона.
В 2003 стал официальным портным итальянской футбольной команды Internazionale (Милан).
С тех пор, как сам стал хозяином футбольного клуба F.С. Fossombrone, поселился в Италии."

Из фотосессий коллекции Дрис Ван Нотема осень-зима 1997-1998
Из фотосессий коллекции Дрис Ван Нотема осень-зима 1997-1998

Дрис ван Нотен
(Dries van Noten)
1958.
Пожалуй, самый известный из всей шестёрки.
Природные цвета и оттенки, принты на основе природных форм, ручных рисунков цветов и растений и национальных орнаментов стилизованных до вытертости "экзотики", но с сохранением интонации.
Многослойность. Шёлк - как способ передать ощущение, эмоцию прозрачности, текучести, неуловимости. Не фиксируемое жёстко присутствие востока в богатстве его географии.
Очень разнообразная палитра, общит которую смягчённость любой выбранной гаммы.
Осовремененное, прирученное к городу бохо без нарочитости и лубочности.
Вышивка, пайетки и бисер.
Похожая на шлейф красивых духов своеобразная тактичность.

Дирк ван Сан
(Dirk Van Saene)
1959.
Ничего не знаю о нём лично и крайне трудно найти след в сети, поэтому цитата:
"Дизайнера отличает постоянный поиск нового и оригинального — поэтому его стиль сложно описать чем-то одним. Одна вещь может быть роскошным платьем от-кутюр, другая — деконструктивным авангардом."
Поиск выдаёт такие действия, как редакция модного журнала Антверпена, курирование выставки Коко Шанель.

Коллаж Марины Йи
Коллаж Марины Йи

Марина Йи
(Marina Yee)
1958.
Наименее известный участник шестёрки.
Работа с театром, использование и имитация старых вещей.
Судя по едва уловимому при поверхностном поиске следу - определённая поэтичность не нашедшая однозначного места именно в фэшион-реальности.

Фотография с именами.
Фотография с именами.

P.S.
Влияние этих ребят на моду 2000-х бесспорно, поэтому добавляю хэштег "мода 2000-х".