После визита на кладбище трудмобилизованных и спецпереселенцев покидать остров Тит-Ары было легко.
Красивый хребет на высоком берегу по левую руку уже не казался таким бесконечно прекрасным, как и песчаный берег под колесами наших шести "Шерпов".
Словно не только эти скалы распилили гигантской двуручной пилой, но и само мироздание, разделив меня самого на до и после.
Сегодня наша задача от выезда и до обеда — добраться с острова на материк, то есть пересечь дельту Лены в широком месте.
По воде — около пяти километров. Теоретически, "Шерп" плавает в разы лучше всех советских вездеходов, которые, фактически, не плавают, а медленно тонут.
Да, "лодка" кузова герметична, если нету пробоин в алюминиевом днище, да и если есть — объемные колеса позволяют держаться на плаву, когда кузов набирает лишних 300-400 литров воды.
Но все равно, рассматривать вездеход как полноценное плавсредство не стоит. Скорость на воде — 5, максимум, 8 километров в час, и если есть встречное или боковое течение, сильный ветер или волны, то скорость падает до минимума, можно барахтаться на месте бесконечно долго.
Вот почему мои опытные коллеги с волнением (которое передалось и мне) ожидали хорошей погоды, чтобы пересечь одну из самых широких в России рек, в одном из самых широких ее мест. Собственно, именно устоявшаяся вчера хорошая погода и стала причиной раннего отбытия с острова. Сначала была идея остаться еще на денек, чтобы немного отдохнуть от вездеходных вибраций, сходить с рыбаками на промысел, но прогноз погоды указывал, что завтра она решительно испортится. Рисковать жизнями экипажей посреди Лены в наши планы не входило.
Мой напарник Пух складывает ладони в буддистском жесте и склоняет голову. Да, все верно, погоняло для прибившейся к нам пушистой хаски я и мои спутники на несколько дней (и на несколько частей моего рассказа) позаимствовали у настоящего Пуха для пущего драматизма.
Андрей Слепушкин — человек известный (если не сказать — легендарный) и в автоспорте, и во внедорожной среде. Многократный организатор ЧР и Кубка России по трофи и ралли рейдам, руководитель команд «Тойота-Кастрол-Гео-рейд», «Ямаха-Панавто» и множества других проектов. Но главное — просто хороший человек.
По прямой через Лену — около 5.5 км (если мерять линейкой по карте), но нам нужно плыть по диагонали, чтобы компенсировать снос течением.
Итого — не менее 6.5 км по полноводной, судоходной реке — на вездеходах.
В принципе, мне очень хотелось самому пересечь Лену на вездеходе, сделать соответствующие селфи — но в этом проекте я не только перегонщик вездехода, но и документалист.
Поэтому мне нужно фотографировать ребят. Вылезаю через люк, и даже там меня догоняют освежающие, невероятно вкусные брызги речной воды.
Мерзлотные реки, скажу я вам — это не мутная, тинистая Москва-река или даже распаханная рыбаками Волга.
Через японский телеобъектив с фокусным расстоянием 40-150 (т.к. у меня камера Olympus с кроп-фактором 2.0, это эквивалент 80-300 мм) вижу странное. За рычагами первого “Шерпа” — наш шеф-повар Кристина.
Гендерное равенство во всей красе, тем более, что девушка улыбается, и явно получает удовольствие от процесса. В хорошую погоду, “Шерп” на плаву подобен послушному (пока спящему) щенку хаски, который уютно устроился у тебя на коленях. Мерное урчание железного двигателя, холодная взвесь брызг, вздымающаяся широкими лопатками колес, теплый воздух от двигателя в ноги…
Примерно в полутора километрах до берега откидываю внешний люк, запускаю коптер. На экране пульта происходящее предстает совсем в другом виде.
Одно дело видеть крошечные коробочки вездеходов на фоне тундры или песков, и совсем другое — на водной глади, когда берег на заднем плане тает в туманной дымке даже в ясную погоду, будто его нет и не было вовсе.
Колеса вездеходов молотили реку чуть больше часа, и вот все машины выбрались на берег.
Короткая остановка на проверку протечек и перекур.
Едем дальше. Пейзаж неуловимо, но неумолимо меняется.
Горы растворяются в горизонте из жухлой травы, облака слово припадают к земле, мир теряет в красках.
Воздух в серо-желтой болотистой тундре совсем не такой, как в песчаной дельте.
Чем ближе к цивилизации, тем больше в нем терпкой влаги, болотных газов и беспокойства.
Сегодня наша последняя ночевка в тундре, о чем красноречиво говорят уходящие от нашей стоянки глубокие колеи от вездеходов.
Это, пожалуй, дальняя точка, куда от Тикси может доехать ГТС-ка, “трекол” или иной неплавающий вездеход.
Неужели все скоро закончится? Эта мысль долго крутилась у меня в голове, прежде чем я наконец заснул беспокойным сном. Но у всего, имеющего начало, есть и конец. Впереди — последняя, заключительная часть моего рассказа о путешествии по Якутии на вездеходах в августе-сентябре 2019 года.
Друзья, если мой рассказ вам понравился, подписывайтесь на блог! Также жду ваших комментариев!
Читайте также предыдущие части рассказа о моем путешествии по Якутии с проектом "72 Широта" на вездеходах в августе-сентябре 2019 года: