Булгаков М.А. оставил богатое и интересное, многотемное, наследие.
Таинственным во всех смыслах, оставляя в тени цикл повестей «Дьяволиада», сатирические драмы и странные рассказы, называют все-таки роман «Мастер и Маргарита».
Демифологизация образа Христа
«Мастер и Маргарита» в сокровищнице мировой литературы считается одним из самых значительных романов ХХ века, хотя и относится к «недописанным произведениям».
Таинственно его содержание, таинственна история его написания, таинственно и «дозревание» романа после смерти автора.
В тексте романа читатель находит таинственное переплетение двух реальностей (исторической реальности I века нашей эры и созидающейся на глазах автора реальности ХХ века).
Двухтысячелетний временной промежуток между ними скреплен библейской мифологией. Но при помощи приема «роман в романе» Булгаков проводит сложную акцию выведения из мифа образа Ииуса Христа, назвав, впрочем, его немного по-другому.
Неотвязная проблема добра и зла
С 1920 по 1940 год – большую часть времени, отведенного высшими силами Булгакову на творческий процесс – он «вынашивал» это произведение.
Литературоведы и любители насчитывают больше десятка «черновых» названий будущего романа.
Параллельно создавалась масса значительных произведений в разных жанрах и даже в разных литературных родах (эпос, лирика, драма), но заветный замысел не оставлял.
Даже после решительного разрыва с ним, после сознательного уничтожения рукописи, этот неотвязный сюжет «пророс» вновь.
Борьба добра и зла. Их взаимосвязь и взаимозависимость – да они существовать не могут друг без друга!
Милый соавтор
Булгаков знал, что его уход не за горами. Это подтвердил и профессор Кузьмин в 1939 году. Он позволил себе циничную откровенность, пользуясь тем, что Михаил Афанасьевич сам является врачом.
Смешно: медицинский светило «отсчитал» Булгакову буквально несколько дней – и вскоре, гораздо раньше, сам тяжело заболел.
Елена Сергеевна, вместе с сестрой Ольгой в последние годы жизни писателя принимала активное участие в доработке рукописи: переписывала, правила, перепечатывала.
Перед уходом Михаил Афанасьевич закрепил в завещании её права на рукопись романа и весь его архив.
Вдова писателя работала над ним, не покладая рук, двадцать с лишним лет.
Конечно, она вправе считаться соавтором своего великого мужа.
Дотошные исследователи, намеренно разыскивая следы самовольной правки Е.С., ничего существенного не находят. Разве что микроскопическое расхождение с рукописью.
Вроде того, как там звали швейцара ресторана «Грибоедов»?
Помнится, как обрадовались книголюбы, заполучив в руки одиннадцатый номер журнала «Москва» за 1966 год с первой частью долгожданного романа, о котором немало были наслышаны.
Проглотив его сходу, с нетерпением ждали нового года и выхода следующего номера журнала с обещанным окончанием «Мастера и Маргариты».