Найти в Дзене

Первый трижды Герой

Как известно, заслужить звание Героя Советского Союза было очень непросто. Тем более - неоднократно. Примечательно, что первыми, удостоившимися чести носить сразу две "Золотые Звезды" были лётчики - Сергей Грицевец и Григорий Кравченко. Так что не слишком удивительным кажется тот факт, что и первым трижды Героем стал лётчик - истребитель-ас Александр Иванович Покрышкин.

Семья Покрышкиных жила на окраине Новониколаевска (ныне - Новосибирск). Жили небогато, да и с отцом у юного Александра были постоянные ссоры. Возможно, именно семейные неурядицы подтолкнули его покинуть родной дом и поступить в местное техническое училище на слесаря. Там предоставляли общежитие.

Попав в 1932 году в ряды Красной Армии, Покрышкин оканчивает школу авиатехников. После этого несколько лет он занимается совершенствованием авиационного вооружения. Но небо зовёт... И буквально за 17 дней отпуска он проходит годичную программу гражданского пилота. Теперь ему была открыта дорога в легендарную "Качу".

1-я авиашкола Красной армии была основана ещё до Революции, в 1910 году. Тогда она носила название "Севастопольская офицерская школа авиации". Спустя два года произошёл переезд на берег крымской речки Качи, где был организован новый аэродром. В 1938 году, когда Покрышкин был туда направлен обучаться мастерству пилота-истребителя, это была уже "Качинская Краснознамённая военная авиационная школа имени Мясникова".

22 июня 1941 года застало Александра Ивановича в Молдавии, заместителем командира эскадрильи. Его аэродром атаковали "юнкерсы" в первый же день войны. А сам лейтенант Покрышки начал свой боевой путь с того, что сбил советский же бомбардировщик!

Да, так уж вышло, что ни пилоты, ни даже многие начальники штабов не были информированы о том, как выглядят новейшие бомбардировщики СССР - Су-2. Эти машины считались не то, чтобы секретными, но отчего-то считалось, что знать о них каждому первому не полагается. За такую "конспирацию" пришлось расплачиваться лётчикам...

Так выглядели бомбардировщики Су-2.
Так выглядели бомбардировщики Су-2.

Однако война только начиналась. Впереди были сотни боевых вылетов, десятки побед и горечь многочисленных утрат. Например, как минимум дважды "мессершмитты" сбивали его ведомых...

Первоначально Покрышкин пилотировал истребитель МИГ-3. Эти машины "нового образца", как писали в литературе тех лет, были получены его эскадрильей накануне войны. Уже на четвёртый день воздушных боёв он сбивает первого врага. Спустя неделю - ещё одного.

Покрышкин и его МИГ-3.
Покрышкин и его МИГ-3.

Но безопасных боевых вылетов не бывает. Он многократно попадал под зенитный огонь, отбивался от превосходящих сил противника, был ранен... Однажды его самолёт был сбит огнём с земли и Покрышкину, оказавшемуся за линией фронта, пришлось четыре дня пробираться к своим!

Второй год войны принёс новые проблемы. Александр Иванович не поладил с новым командиром полка, Исаевым. Так уж вышло, что комэск Покрышкин давно начал подмечать несовершенство советской концепции воздушного боя, делал соответствующие выводы и пытался внедрять свои выводы на практике. А Николай Исаев, ещё не так давно бывший политруком и батальонным комиссаром, не терпел никаких отклонений от лётных наставлений. Только заступничество вышестоящего начальства спасло Покрышкина от трибунала и перевода в "штрафники".

Потом было освоение новой техники (истребителей "Аэрокобра"), битва за Кавказ, поиск и внедрение всё новых тактических приёмов. И они приносят свои плоды! За один только апрель 1943 года Покрышкин сбивает 10 самолётов противника, за что получил своё первое звание "Героя Советского Союза". Всего же в ходе битвы за Кубань Покрышкин одержал 22 победы, за что в конце лета был награждён второй "Золотой Звездой". Кроме того, он воспитал целую плеяду лётчиков-асов.

Время шло, росли боевые навыки лётчика, рос его "личный счёт"... И сам он постепенно рос в звании! В июне 1944 года полковник Покрышкин принимает командование 9-й гвардейской истребительной авиадивизией.

Август 1944 года. Боевые товарищи поздравляют первого трижды Героя Советского Союза.
Август 1944 года. Боевые товарищи поздравляют первого трижды Героя Советского Союза.

Командование таким большим соединением оставляет очень немного времени для личной боевой работы. Теперь на плечи Александра Ивановича ложится немалое количество проблем снабжения и логистики, координации действий целых полков между собой и с наземными силами. Когда уж тут летать!

Да, для полётов приходится буквально выкраивать время. Тем не менее Покрышкин снова и снова поднимается в небеса Украины, Польши, Румынии. И не просто поднимается, но и одерживает воздушные победы!

А дивизия под его командованием настолько успешно выполняет боевые задачи, что получает почётное наименование "Берлинская". Полное же её наименование после войны стало таким: "9-я гвардейская Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого истребительная авиационная дивизия".

Полковнику Покрышкину в 1945 году исполнилось 32 года.

После окончания войны Александр Иванович продолжал славиться независимым характером и отсутствием раболепия перед начальством. Он не поладил с Василием Сталиным, так что вскоре службу ему пришлось продолжить в авиации ПВО. Однако и там проявил себя отличным командиром. И в 1968 году генерал-полковник Покрышкин назначен заместителем Главнокомандующего Войсками ПВО СССР.

Трижды Герои Советского Союза - генерал-майор авиации Покрышкин А. И., Маршал Советского Союза Жуков Г. К. и генерал-майор авиации Кожедуб И. Н.
Трижды Герои Советского Союза - генерал-майор авиации Покрышкин А. И., Маршал Советского Союза Жуков Г. К. и генерал-майор авиации Кожедуб И. Н.

Хотя вряд ли он специально к этому стремился. Ведь в ходе Великой Отечественной войны он неоднократно отказывался от высоких должностей, в т.ч. Главном штабе ВВС и продолжал рисковать жизнью в боях...

Фрагмент обложки журнала комиксов "True Comics", в котором опубликована история, посвящённая Покрышкину.
Фрагмент обложки журнала комиксов "True Comics", в котором опубликована история, посвящённая Покрышкину.