Второе поколение седанов BMW 3-series с заводским индексом E30 (BMW E30) было представлено в ноябре 1982 года на автосалоне в Великобритании, поступило в продажу в начале 1983 года.
Кузов BMW 3-Series E30 заменил предыдущий кузов BMW 3-Series E21. Часто эту модель называют переходной, хотя она является полностью независимой моделью.
В BMW 3-series E30 практически ничего не осталось от BMW E21, за исключением двигателя M10, на моделях 316, 316i (1987-1988г), 318i. изменения конструкции повлияли на силовую структуру кузова, переднюю и заднюю подвески – ширена между колесами была увеличена и усилены тормоза, улучшилась функциональность кабины.
И все модели, в том числе 316, получили одинаковую 4-х фар систему дорожного освещения.
Кроме того, BMW 3-Series E30 получил: улучшенные отопление и вентиляцию, внутренние зеркала (опционально), регулируемые по высоте передние сиденья (опционально), электронный спидометр и индикатор технического обслуживания.
Большинство моделей BMW 3-series E30 (320i, 323i, 325i) использовали шестицилиндровый двигатель M20, разделяя его с пятерками тех же лет.
В сентябре 1983 года начался выпуск 4-дверного седана, что сразу же значительно повысило популярность данной модели. Выпуск 4-дверной модификации был частично спровоцирован появлением нового компактного седана Mercedes 190E.
В 1985 году компания BMW Motorsport представила топовую версию BMW M3 E30.
Двигатель С14, построенный на базе М10 в первых выпусках.
Внешне BMW M3 E30 отличался расширенными крыльями с низкопрофильными шинами, комплект бамперов, порогами и крышкой багажника.
BMW M3 E30 выступала на различных гонках в том числе и FIA GT. Он прошел через множество модификаций и имел 3 эволюционные версии, чтобы соответствовать меняющимся требованиям FIA.
В 1986 году кабриолет BMW E30 поступил в продажу, а уже в 1988 году были дополнены моделями BMW M3 E30 Cabriolet.
В Апреле 1991 года большинство моделей были сняты с производства, уступив место новому кузову-E36. На конвейере остались только BMW M3 E30, Touring и Cabriolet.
В 1993 году с конвейера сошел последний кабриолет и уже в 1994 году последняя из оставшихся моделей BMW E30 Touring, была прекращена.
Всего было произведено BMW E30 более 2,3 млн.