Скорость, время зарядки и возможность подзарядиться в любом месте в городе или по трассе дают массу преимуществ для электромобилистов. При должном уровне развития зарядных станций и сетей, использование электромобилей в России может сильно возрасти.
Согласно статистике, на январь 2020 года Nissan Leaf продолжает лидировать по количеству приобретений. Однако лидерством назвать это можно едва ли… Электромобилей в стране всего 6,3 тысячи, это меньше 1% от всех владельцев авто. Лифоводов среди них 5,2 тысячи. Следом идут владельцы Tesla.
Мировой рынок еще пару лет назад удерживался лидерством Nissan Leaf, однако за 2019 и первый квартал 2020 Tesla сумели перетянуть перевес на свою сторону.
К чему я это?
Дело в том, что существует 4 основных типа зарядных устройств:
- Type 1 J1772 - разъем для зарядки переменным током. О нем писала подробно здесь.
- Type 2 (Mennekes) - чуть более быстрая зарядка, чем первый тип. Распространен в Европе и используется на части китайских авто. Позволяет заряжаться с мощностью до 43 кВт.
- CHAdeMO - японский стандарт, которым оснащены почти все Leaf. Он позволяет заряжаться постоянным током мощностью до 50 кВт. Это сокращает время зарядки до 30-40 минут.
- CCS Combo (Type 1/Type 2) - относительно новый стандарт, который позволяет заряжаться и на медленной зарядке и на быстрой. Максимальная мощность до 350 кВт, является наиболее распространенным в Европе.
Поскольку популярность Nissan Leaf остается достаточно высокой, то стандарт быстрой зарядки CHAdeMO вроде бы занял лидирующие позиции и многие производители стали подстраиваться под него. Так, например, для Tesla Model X и Model S были разработаны специальные переходники от собственной сети к зарядке на CHAdeMO.
Но сам по себе стандарт CHAdeMO был разработан с учетом японской архитектуры сетей, поэтому не мог быть широко внедрен в европейскую и американскую архитектуру без дополнительных плясок. Поэтому на смену ему сейчас пришел стандарт CCS Combo. Большинство зарядных станций в Европе и Америке имеют сразу несколько типов разъемов, однако поддерживать и развивать такую инфраструктуру достаточно дорого. Поэтому постепенно внедряется единый стандарт и, скорее всего, это будет именно ССS.
Большинство сетей зарядных станций в Америке и Европе предлагают и CHAdeMO и CCS зарядки. Однако на CHAdeMO мощность по прежнему ограничена 50 кВт, в противовес 100-350 кВт на CCS. Разница значительна, плюсом нужно учитывать, что Tesla, Huyndai, Kia, Volkswagen, BMW, Ford и ряд других производителей выбирают стандарт зарядки именно CCS для новых моделей электромобилей.
В сухом остатке:
СHAdeMO остается вместе с Nissan Leaf, в то время как остальные производители все чаще склоняются в сторону второго скоростного стандарта - ССS Combo. Несмотря на то, что новый Leaf с 62 кВт*ч батареей может заряжаться от CHAdeMO с мощностью до 100 кВт, в Европе и Америке попросту нет такой инфраструктуры, а значит и его востребованность под угрозой.
Российский рынок зарядных станций тоже оставляет желать лучшего. Поскольку у нас количество электромобилей совсем низкое, то и развитие инфраструктуры остается практически никаким.
Если Nissan разработает переходники или поставит стандарт CCS Combo на новые Leaf, я думаю, что он сможет сохранить свои позиции для рынка Европы и Америки. А также в будущем и для российского рынка. Как считаете?