Дети учатся общаться. Иногда они используют слова и звуки, иногда язык жестов, иногда бьют, кусают, толкают нас или других детей. Это ещё один способ общения. Он нежелателен, но это этап!
Почти на все вопросы у педагога системы Монтессори один ответ: сначала понаблюдать. Наблюдая, мы можем увидеть закономерности в поведении ребёнка и определить, как его поддержать. Вот несколько примеров:
-Голод. Непосредственно перед приёмом пищи дайте что -нибудь перекусить, прежде чем он слишком проголодается (полезно для расслабления нервной системы)
-Прорезывание зубов. Используйте холодные игрушки
-Стремление исследовать. Позвольте ребёнку изучать пространство с помощью рта
-Слишком много шума.
-Переходы. Является ли распорядок дня достаточно предсказуемым?Дайте ребёнку достаточно времени, чтобы закончить то, что он делает
-Чувствительность к личному пространству. Помогите ребёнку избежать ситуаций, когда он загнан в угол или не имеет достаточно личного пространства
-Ошибочная игривость. Некоторые дети могут кусаться, когда они в игривом настроении, или это может быть способ проявлять любовь. Покажите другие способы проявлять ласку, например, объятия или взаимная шуточная борьба.
-Изучение социального взаимодействия. Если ребёнок толкает другого ребёнка, возможно он хочет спросить: "Будешь играть?". Подскажите ему правильные слова
Что ещё можно сделать?
Необходимо ясно дать понять, что мы позволяем испытывать любые чувства - малышам есть, что выразить, - но они не могут бить, кусать или толкать других. Признайте чувства ребёнка и отстраните от этой ситуации. Как только он успокоится - поможем ему загладить вину, убедимся, что другой ребёнок в порядке,дадим платок, если он плачет или покажем пример извинений.
Вы можете сказать:
"Ты выглядишь рассерженным. Я не могу позволить тебе кусать меня. Я ставлю тебя на пол". Убедимся, что ребёнок в безопасности, пока он успокаивается. После этого хорошо бы попросить его помочь нам проверить, всё ли в порядке. "Посмотрим, не ранена ли я? Да, здесь немного красновато". Если будет достаточно времени на то, чтобы ребёнок успокоился, ему захочется погладить или поцеловать вас.
"Тебе не понравилось, что он трогал твои волосы? Я не могу позволять тебе бить его. Давай пойдём туда, где спокойно". Затем, как только ребёнок успокоится, поможем ему убедить, что с другим ребёнком всё в порядке. Или дадим модель, показывающую как лучше извиниться. "Мне так жаль, что мой ребёнок ударил тебя. Я думаю, он был расстроен. Но это не нормально, что он ударил тебя. Ты в порядке?"
Можно помочь ребёнку объяснить, в чём была проблема, например, что он играл с игрушкой, которую другой ребёнок забрал.
Борьба с ударами, укусами и толчками может потребовать много терпения и отработки действий. необходимо помнить,что не нужно принимать поведение малыша на свой счёт, а следует быть для него спокойным лидером на этом трудном этапе (Симона Дэвис "Монтессори для малышей").
Это интересно:
Топ-10 книг для приучения к чтению
Топ-10 книг для приучения к чтению. Часть 2
Сенсорные игры, которых так не хватает малышам!