Найти в Дзене
Открытая семинария

Королевич Елисей: Белый царь глазами Пушкина

Оглавление

Александр Сергеевич тоже не чужд был пророчеств - и в частности пророчеств о Белом царе. Вообще он царей не очень любил - зато Белого царя, о котором много говорили в народе, чаял. Он знал библейскую историю получше некоторых нынешних священников и богословов - в ту пору люди вырастали на Библии, особенно в Царскосельском лицее. Но не меньше, чем Библия, с миром ее удивительных помазанников-героев, Пушкина влекли "преданья старины глубокой". И центральную роль в этих преданиях занимала фигура Белого царя - хотя и выраженная в самых различных образах. Фигура русского царя-мессии, который однажды, когда страна попадет в долгую и безвылазную, казалось бы, беду - спасет народ.

-2

Пушкин и пророчества

Конечно, и эти народные сказания и предания, как и творчество Пушкина, в контексте России были настояны на Библии и на ее ключевых святых - тех помазанниках Божиих, которых дух народный примечал. Также, читая Библию, и размышляя о России как о новом Израиле - единственном на Земле христианском царстве (именно царстве, что является условием завета) - люди прекрасно понимали, что и России придется пройти путем схожим с тем, которым шел ветхозаветный Израиль. А следовательно роль грядущего царя-мессии в народных массах и церковных преданиях выстраивалась по образцу библейских пророчеств и жизни помазанников Божиих.

-3

Но вернемся к Пушкину и к его Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях. В этой сказке он как бы отразил народные сказы - не столько о прошлом, сколько о будущем: в том числе и о Белом царе. Кстати, как только я опубликовал первую статью о жизни пророка Елисея, пытливые читатели сразу приметили, что Пушкинский Елисей очень похож на библейского Елисея. Вчера мне написал Артем, из Курганской области, который приметил и интересные параллели. Мне это послужило сигналом - продолжить эти пушкинские параллели.

-4

Владение Библейской историей и народными сказаниями, вместе с поэтическим гением, граничащим с вдохновением псалмопевца Давида (возможно, дальнего родственника Пушкина - о чем меня тоже известила читательница, Оля - и ее информация показалась мне убедительной) сделали свое дело. Пушкин написал произведение, в котором вывел сборный образ Белого царя в королевиче Елисее.

Да и имя Елисей Пушкин выбрал далеко не случайно. Дело в том, что, как я уже писал, именно в жизни пророка Елисея наиболее ярко отражается жизнь Белого царя. И Пушкин не просто заимствует у пророка имя, неразрывно связывая его со своим героем, королевичем Елисеем. Имя, кстати, означает: Господь - спасение. Пушкин выстраивает свое произведение по основным этапам жизни Елисея. И даже главный "гвоздь" произведения - воскрешение царевны - взят Пушкиным из драматичной истории пророка Елисея и воскрешения им отрока.

А это - современный вариант сказки про Белого царя. Сказка написана и исполнена вашим покорным слугой, автором. Не взыщите строго - у меня не было видео и аудио-оператора. Но сказка получилась добрая и веселая. Хотя и не простая. Сделана на карантине. Сделана для тех, кто на карантине:)

Но я не буду утомлять читателя литературоведчиским анализом пушкинских произвидений. Я лишь хочу указать на главную идею Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. А увидеть ее очень легко: Пушкин не изобретает никаких новых символов, он берет устоявшиеся библейские пророческие символы и образы и сообщает им национальный русский колорит.

Царевна-церковь

Не знаю, обратили ли вы внимание, но, в отличии от Елисея, царевна - не имеет имени. Это для Пушкина очень необычно - он присваивает имена даже третьестепенным героям (если такие вообще у него есть). Такой шаг поэт сделал не случайно. Под образом царской дочки он изобразил только то, что и мог передать в христианском обществе образ девы: Церковь. Потому и остается царевна без имени - чтобы ничто не отвлекало от имеющегося образа.

Эта дева - самая прекрасная. Она - наследница царя (Бога). Но вот появляется под видом "жены царя" злая мачеха. Это - образ царицы-колдуньи Иезавели, которой противостоял в свое время пророк Елисей. Образ церкви не матери, не чистой девы - а мачехи. Этот же образ проходит и в книге Откровения, где Иезавель отождествляется с колдуньей блудницей Вавилонской - церковью-отступницей. И эта мачеха, эта колдунья - она вытесняет собой истинную церковь-деву, гонит ее, старается убить.

-5

Напомню, что во времена Пушкина в Русской Православной церкви работала инквизиция, которая, по словам известного историка В. Соловьева отличалась от католической лишь дровами, на которых сжигали еретиков. Пушкин, который верил в Бога, но был далеко не в восторге от современной ему церкви, не мог открыто выразить свое видение церкви как злой мачехи, выгнавшей из дому (Руси) чистую деву. Пушкин был далеко не святой, но и злодеем его не назовешь. Он был христианин - но на воскресение чистой церкви мог только надеяться. А в объятия мачехи не спешил.

И Пушкин, великий гений, естественным образом сделал то, что только мог сделать: он, как в свое время Иисус Христос, говорил притчами - сказками.

Семь богатырей

Обращусь еще к одному важному образу из этого произведения, который отражен уже в названии: семь богатырей. Кто они? Это - ангелы семи церквей, о которых мы читаем в Откровение 1 и 2. На их попечении находится церковь - особенно церковь гонимая, или "церковь в пустыне":

Семь богатырей
Семь богатырей

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

В лице этой царевны Пушкину виделась не просто Церковь - ему виделась вся Святая Русь, которая, подобно граду Китежу, скрылась куда-то - не умерла, а заснула. И никто не может ее пробудить от этого сна. До тех пор, пока не придет королевич Елисей - Белый царь, который разобьет ее хрустальный гроб и выведет из состояния мертвого оцепенения.

У церкви, согласно книги Откровения, семь ангелов, и все, что связано с церковью в Откровении представляется как семь чего-то.
У церкви, согласно книги Откровения, семь ангелов, и все, что связано с церковью в Откровении представляется как семь чего-то.

Мачеха и Церковь

Вообще, Пушкин скорее всего имел ввиду довольно конкретную "мачеху" - греческую царевну, колдовку Софью Палеолог, которая стала женой Ивана Третьего после того, как у него скончалась его супруга. Пушкин прекрасно знал историю России в изложении своего учителя Карамзина. И мачеху он как будто списал с Софьи:

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Софья, приехав в Россию из Ватикана (самое начало 16-го века) перебила весь свет русского общества и духовенства, отравила наследника престола Ивана Младого, потом, после смерти супруга, бросила в тюрьму его единственного оставшегося сына, коронованного (первого русского коронованого царя!) Дмитрия - и тоже отравила. На место русскому христианству пришло кривлячное греческое священство, которым София наполонила всю страну. Новые "пастыри" ни слова не говорили по русски, зато сразу, по команде, приступили к уничтожению русской истории и культуры. Русские рукописи греки сжигали не читая - библиотеками.

Иван Третий и его вторая жена - Софья Палеолог
Иван Третий и его вторая жена - Софья Палеолог

Вообще, прибытие Софьи на Русь и почти полная подмена христианской традиции, которая тогда произошла - не осталась не замеченной в народной памяти. Люди как-то внешне мирились с тем, что произошло, но чаяния на воскрешение "русской красавицы Церкви", подкрепленные библейскими пророчествами о Белом царе, и о Елисее, как его прообразе, перебродив - настаивались в народе. Набирали силу.

Ко времени Пушкина они настоялись в его зрелый вид на церковь, как на спящую красавицу, которую однажды призван разбудить ото сна Белый царь, или королевич Елисей. А мачеха, справедливо считал Пушкин, просто умрет себе от злости.

Интересно, кстати, что это зеркальце волшебное - очень похоже на современный компьютер. Все и всех можно проследить. Вавилон так и делает. Ан, где-то и волшебное зеркальце не помогает.

А они похож, не правда ли?:)
А они похож, не правда ли?:)

К нашим дням те же самые народные чаяния, хотя по букве были стерты, по духу стали еще крепче. Их осталось только выразить в букве - вот мы с вами их и выражаем, статья за статьей, цикл за циклом. Сердце народа легко эти мотивы узнает.

Ну а в последующих публикациях почитаем о жизни Елисея, как Белого царя, уже не из сказки, пусть даже такой гениальной, как Пушкина, но согласно Слова Божьего. Обещаю, что Слово Божие всегда удивительнее и увлекательнее, чем Пушкин. И Александр Сергеевич со мной бы, думаю, согласился.

Чтобы не пропускать новые статьи подпишитесь на мой канал "Открытая Семинария".
А также:
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик".
Смотрите интересные видео на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария"и "Солёное радио" в ВК.