В уже далекие студенческие годы я читал очень много фантастики, относящейся к жанру антиутопии-предупреждения. Среди них была одна повесть, которая хоть и запомнилась мне, но длительное время по впечатлениям от нее пребывала где-то на заднем плане. Но полностью забытой она не оказалась, и сегодня, когда особенно начала продвигаться тема перехода на дистанционное образование, вспомнилась мне вновь. Поскольку автор более чем шесть десятилетий назад очень точно предсказал, вероятное развитие событий, в итоге приведших к ситуации, описанной в повести. И предсказал, исходя из уже проявившихся в те времена тенденций, пусть пока они были не слишком заметны. Но на то писателю и дан талант, что бы он мог видеть то, чего не замечают другие..
"Профессия". Научно-фантастическая повесть Айзека Азимова, изданная в 1957 году. В СССР она была переведена в середине 1960-х.
Далекое будущее, 66-й век. Прогресс нейробиологии и компьютерной техники привел к созданию нейрокомпьютерного интерфейса, благодаря чему человек может напрямую в свой мозг получать информацию от компьютера. Эта технология позволила значительно сократить расходы на образование, и в минимальные сроки готовить нужное количество специалистов, востребованных на далеких мирах с разным уровнем развития. Но одновременно она сильно изменила образ жизни людей.
Теперь дети не ходят в школу, а просто живут с родителями и до 18 лет учатся только читать, писать и считать с помощью специальных обучающих программ. По достижении 18-летия, они проходят тестирование, определяющее наиболее подходящую профессию, исходя из структуры мозга и психофизических особенностей. После чего происходит обучение, заключающееся в непосредственной записи в мозг необходимых знаний. Причем, выбор профессии не зависит от желания решение компьютера обжалованию не подлежит.
А затем проходит ежегодная Олимпиада - соревнование молодых специалистов. После нее каждый получает назначение на работу, престижность которой зависит от показанных результатов.
Такой вот налаженный конвейерный процесс, к которому все уже привыкли и никто и не думает протестовать против него. Как и пытаться выйти за его рамки. Самостоятельное мышление у людей попросту отбито. Но все-таки не у всех. Некоторые, включая и главного героя, мечтающего стать программистом, пытаются учиться самостоятельно, по старым учебникам и другим книгам. Но дело идет крайне плохо, и более того, такая самодеятельность стоит герою помещения в специальный «приют для слабоумных», не способных к машинному обучению. Кстати, он там оказывается не один — компанию ему составляют такие же молодые ребята и девушки, попытавшиеся оспаривать решения Системы.
В конечном итоге несостоявшийся программист сбегает из своей комфортабельной тюрьмы и снова попадает на Олимпиаду. Там он знакомится с человеком, оказавшимся достаточно высокопоставленным чиновником. И после еще ряда событий ему, наконец, объяснили ситуацию.
Оказывается, в мире существует два вида образования. Подавляющее большинство - 99.99% походят обучение стандартным способом, вводом информации напрямую в мозг. Но небольшое меньшинство - те самые 0.01%, признанные способными к творческой деятельности, действительно учатся по традиционным методикам. И в итоге занимаются разработкой новых программ, проводят исследования в различных сферах, и вообще поддерживают развитие науки и техники. Плодами которых затем пользуются остальные 99.99%, даже не подозревая об этом.
Омани улыбнулся, сверкнув зубами.
- Институт высшего образования - вот как точно называются эти
заведения.
- Теперь-то я это понимаю, - сказал Джордж, - до того ясно, что
только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрел спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперед.
- Совершенно верно.
- А кто создает образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создает ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создает ленты... Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.
- Ты прав, Джордж.
...
Есть около десяти тысяч людей, подобных тебе, Джордж, и от них зависит технический прогресс полутора тысяч миров. Мы не можем позволить себе потерять хотя бы одного из них или тратить усилия на того, кто не вполне отвечает необходимым требованиям.
Такая вот картина получилась. И сегодня хорошо заметна тенденция движения именно в этом направлении. В разных странах - с разной скоростью, но тем не менее.
Правда, совсем не факт, что в конечном итоге результат будет именно такой. Что очень хорошо, поскольку мир, зависящий всего от десяти тысяч способных самостоятельно мыслить людей, был бы крайне хрупким.